В первых залах экспозиции представлено собрание рукописных памятников, созданных протопопом Аввакумом и его соратниками, выступившими против церковных изменений. Тогда- то они и определили свою судьбу - трагичную и полную испытаний. Здесь можно увидеть деяние Собора 1654 года «о церковном исправлении», экспонаты, связанные с епископом Павлом Коломенским и Каширским, отправленным в заточение сразу после высказанных им сомнений в необходимости реформ, письма самого протопопа Аввакума семье и последовательницы боярыни Морозовой, перехваченные по дороге. Написанные разбавленными чернилами на оборотной стороне других писем, они оказались в архиве тайных дел и стали памятниками безысходного положения раскольников XVII века. Кроме многочисленных рукописей на выставке представлены иконы, среди которых наиболее ранняя «Св. Священномученик Аввакум». По описаниям людей, лично видевших протопопа, ее создали в конце XVII – начале XVIII века на Керженце.
Еще одним примером стойкости старообрядцев стало громкое и кровопролитное Соловецкое восстание. До него служители монастыря создавали в местных мастерских деревянные иконы, запечатлевшие сюжеты жития святых, мастерили четырехконечные кресты — их можно увидеть на выставке. После принятия церковной реформы местные монахи занялись книжной и писательской деятельностью, отстаивали старые традиции на бумаге. В одном из залов экспозиции представлены челобитные соловецких иноков царю Алексею Михайловичу, где они просят разрешения жить так, как соловецкие чудотворцы и «прочие святые отцы» в былые времена. Однако их просьбы не были услышаны — на монастырь направили войско, а о том, как брали бунтовщиков, постоянно извещал царя воевода Мещеринов. Читая эти отписки, убеждаешься в том, что осада проходила нелегко для всех. В 1674 году воевода сообщал, что монастырь осажен «накрепко», выхода из него «не было ни с которую сторону», а осажденные умирали от цинги и пушечных выстрелов. Отписка, датированная 1675 годом, свидетельствует о том, что взять монастырь долго не удавалось, поскольку бунтовщики «укрепились самою крепкою осадой» и сдаваться не собирались. После того, как оборона была пробита, некоторым удалось бежать. Так и продолжилась история развития старообрядчества, но уже в другом месте.
Больше всего организаторы выставки гордятся залом с портретами известных купцов-староверов. Это владелец крупнейшего на то время фарфорового завода Матвей Кузнецов, успешный меценат Козьма Солдатенков, промышленник Тимофей Морозов - влиятельнейшие представители своего времени, оставшиеся верными старым традициям. «Нам хотелось показать, что это были очень достойные, известные люди. Но эта сторона остается в тени. Возможно, именно церковная составляющая и определяла все остальное в их жизни», - раскрывает замысел выставки ее куратор Елена Юхименко.
В селе Коломенское, на месте которого сейчас расположен музей-заповедник, еще в начале XX века проживало до восьмидесяти процентов всего старообрядческого населения Московского уезда. Именно поэтому особый акцент сделан на теме крестьянства как социальной основе старообрядчества. Предметы быта и интерьера здесь соседствуют с церковными атрибутами. Представлены нательные кресты и аналой, а рядом расположены деревянное корытце и кованые сечки. Так организаторы решили показать, насколько старообрядчество проникло в жизнь крестьян.
На протяжении веков отношение власти к староверам менялось кардинально: то их принимали, то подвергали гонениям. Некоторые из них удалялись в таежные леса, выбирая путь отшельничества. История семьи Лыковых, принявших когда-то такое решение, показана в небольшой коллекции писем, черно-белых фотографиях Агафьи и Карпа Лыковых, запечатлевших скрытую от современного мира жизнь в непроходимой гуще леса. Еще один любопытный экспонат — дораскольная четка, называемая лестовкой, сделанная из рыбьих позвонков. «Эта лестовка Агафьи - яркий памятник, который характеризует отшельническую жизнь, верность старым традициям и благочестие», - поясняет Елена Юхименко.
Посетителям выставки предлагают надеть VR очки и моментально оказаться рядом с Покровским кафедральным собором Старообрядческой церкви. Такое внедрение современных технологий оказалось удачным - пара нажатий кнопки позволяет разглядеть каждую деталь богатого внешнего и внутреннего убранства, сохранившегося с конца XVIII века. «Оказалось, что даже сами старообрядцы положительно отнеслись к этому проекту, потому что он дает возможность детально рассмотреть росписи сводов храма, которые снизу разглядеть трудно. А здесь можно совершить самое настоящее виртуальное путешествие», - говорит куратор выставки Елена Юхименко.