— У всех, кто не пропускал премьеры американских фильмов и сериалов может создаться ощущение, что привычный мир рушится. На ваш взгляд, все действительно так плохо?
— Конечно, это эмоционально неприятно, но для меня совершенно очевидно, что все вернутся, и никаких других вариантов нет. Вопрос когда. Мне кажется, это произойдет сразу после окончания спецоперации. Россия достаточно лакомый кусок, и она входила то в пятерку, то в десятку крупнейших мировых рынков аудио-визуального продукта. Поэтому уходить отсюда им совершенно не с руки. Главная проблема для них заключается в том, что фильмы и сериалы — продукт скоропортящийся. Если премьера задерживается, то через какое-то время интерес к ней теряется, и студии лишаются части доходов.
— Западные производители фильмов и сериалов выступают вроде бы единым фронтом, но не очень синхронно. Если позиция Netflix ясна, то от HBO пока нет никаких новостей. На ваш взгляд, это вопрос времени?
— HBO, в отличии от Netflix, на нашем рынке официально не присутствует, ее продукция, как и продукция многих других западных кинокомпаний, представлена здесь российским агрегатором. Их головная компания Warner Media остановила прокат фильмов, но четко дала понять, что это временно, и даже обозначила срок в три месяца.
— В советское время все обстояло иначе. Американские студии были готовы показывать здесь фильмы, но получали отказ…
— В советское время была уж совсем специфическая ситуация. Но если взять первые годы после того, как здесь появился рынок, американцы все равно осторожничали, потому что не понимали ценообразования. У них всегда была политика, по которой для каждого рынка один и тот же продукт стоит по-разному в зависимости от экономической ситуации. Поэтому, например все 90-е они пытались понять уровень платежеспособности в стране и официально у нас почти не работали. Сегодня компаниям, которые занимаются товарами массового спроса, делать политические заявления очень легко. Курс рубля нестабильный, непонятно, сколько может стоить их продукт, и многие прежде всего по этой причине приостановили поставки. Но как только завершится спецоперация, а курс стабилизируется, поверьте, сразу начнутся звоночки в обратную сторону.
— Для американских студий большой проблемой было пиратство долгие годы процветавшее в России. Может ли нынешний мораторий на премьеры поспособствовать новому расцвету черного рынка?
— На нашем рынке показа зарубежного продукта доминируют российские сервисы, и эта тенденция будет только укрепляться. Российские сервисы проделали довольно большую работу, в том числе и по борьбе с пиратством. Оно еще не побеждено, но, насколько мне известно, все государственные органы, с которыми мы работаем, даже в кризисных ситуациях подтверждают, что борьба с пиратством будет продолжена. Конечно, как и раньше, защищать от пиратов будут, прежде всего, те фильмы и сериалы, которые на нашем рынке представлены официально.
— И в кино и в сериальной индустрии развивается стратегия импортозамещения, правда, в прокате все-таки побеждает Голливуд…
— Это правда, но по сериалам импортозамещение произошло лет двадцать назад. Сейчас девяносто процентов сериалов, что смотрит наша аудитория — местный продукт. Но есть и спрос на западные сериалы тоже. В кино в разные годы российские картины занимают от двадцати до сорока процентов внутреннего рынка. Однако наша киноиндустрия находится в боевом состоянии, ее участники хотят расти, работать для своего зрителя, и это будет происходить вне зависимости от того разрешат здесь показывать американское кино или нет.
Читайте также: Рейтинг лучших русских антивоенных произведений: не хуже Хемингуэя