Среди тех наших артистов, кто действительно бегал с противогазом и разбирал автомат Калашникова, Александр Песков. От отслужил два года, и это отпечаталось в его памяти надолго. О веселых и не очень днях в армии пародист рассказал в интервью «МК».
«Мне повезло, я служил в Таманской дивизии, – начал Александр. – С 1981 по 1983 год. Мне было 19 лет, когда меня призвали. В то время я учился на третьем курсе Московского циркового училища, но кафедры военной у нас не было, поэтому нас забирали»
- Помните, как это было?
- Конечно! Провожали меня очень ярко: Белорусский вокзал – и в Голицыно… А до этого нас на три дня определили в Тушино, там был сборочный пункт. В этом месте мы ждали назначения: кого и куда.
- Что же был дальше?
- Помню, что пришёл молодой лейтенант и спросил: «Кто такой Песков?!» Я так удивился, что мою фамилию назвали. Он мне отвечает: «Товарищ солдат, за мной!» А потом уже был Белорусский вокзал. Мы приехали к вечеру, нам выдали старое белье дембелей, которые ушли, все их обмундирование на нас надели. Конечно, все оказалось не по размеру, потное и грязное: в общем весело было. Потом нас отправили в баню. Уникально было: бежишь 5 километров бегом, в противогазах — все как положено, а где-то там, за горизонтом, виднелась Москва в зареве заката. Как сейчас помню, слёзы градом, сопли – под противогазом.
- А баня то, баня?
- Прибегаем в баню, около 15 минут на душ, стояков 10, и мы всем батальоном мылись. Помылись — как могли. А потом нам говорят: «Ребята, чистую одежду для вас не привезли!» Поэтому из кучи грязного белья забирали все обратно. Опять надели все чужое, вновь 5 километров обратно.
- Вы же цирковой артист, как переносили нагрузки?
- Все было отлично. Единственное, что слёзы мешали под противогазом (смеётся). А так, молодость, 19 лет! Об армии мне говорить очень легко, вообще это незабываемо! Армия для меня – это школа общения с людьми. Будем так, мягко говорить.
- Не было конфликтных ситуаций в армии?
- Был уникальный случай, когда я протестовал! Я протестовал против подтягивания на брусьях.
- Почему?
Мне майор говорил: «Так, рядовой Песков, на брусья». А я отвечаю: «Не пойду». Как это так? Но я настаивал, что не пойду, а за спиной батальон стоял, представляете? Я тогда твёрдо ответил майору: «Пройдет два года… Вы меня закачаете, а у меня профессия пластическая… Я пластик, мало того, что клоун, но мне надо, чтобы у меня руки были пластичными. Объяснял: «Вы меня закачаете, и что мне потом делать?! Я потеряю профессию».
- Чем же спор окончился?
- Спорили мы долго, гауптвахту мне обещали, к слову, раз 20 мне грозили этим за время службы. Но я все же ни разу там не был, почему-то не доходило дело!
- Были сложные эпизоды в армии?
- Однажды я оказался в медсанбате из-за жирной пищи, у меня был приступ, В армии давали сахар, масло, кусочек белого хлеба – все это безусловно великолепно. Но что-то от жирной пищи у меня печенку схватило, и меня быстро определили в медсанбат 406-ой полка, танкового, где я служил. Слава богу, медсанбат через плац, меня туда на руках донесли! Я провёл в этом месте некоторое количество времени, приехал ко мне уже другой начальник и строго сказал: «Хватит уже валяться, надо служить!» После этого меня определили в ансамбль песни и пляски Таманской дивизии, художественным руководителем. А я ещё и рисовал, что было плюсом. У меня было 25 ребят, артистов цирка из Москвы, которые старше меня, но я ими руководил, и это в 19 лет. Начал командовать взводом! Я был сержантом, но погоны все не надевал, как-то так скромничал. Атрибутику эту я не любил, поэтому я хотел, как все ребята, рядовым быть, хотя был в должности сержанта. Два года проходили концерты! Всякое случалось тогда, я даже успел в секретной части поработать. Для меня армия – не быстро проскочила. Потому что случилось очень много событий, но все как-то было великолепно, меня любили все, да и я много пользы приносил. Служил на славу! Автоматы держал, а на полигоне лучше всех ходил, что правда, то правда. Чуть ли не знамёна полковые носил! Хочу отметить, что очень много профессий я в армии освоил. Как-то был очень уважаем у всех и всегда. Спокойно мог говорить с командиром дивизии на «ты».
- Почему вам это разрешалось?
- Где учения проходили, где боевые действия были – я карты рисовал и наглядную агитацию изображал. Всем этим руководил я, пацан. Самый последний ушёл из армии, в ночь на 29 декабря. Мне вручили ночью военный билет: «Товарищ солдат, вы уходите на гражданку!»
- Какие эмоции вы тогда испытали?
- Слезы! Мама за мной приехала, и я уехал к себе в Коряжму, на Родину. Три дня там побыл и понеслось! Опять учеба в цирковом, третий курс, но это уже совсем другая история. Что хотелось бы отметить, я очень многим людям обязан за армию, начиная от буфетчицы в Доме Офицеров, которая меня втихушку пирожками кормила, и я хоть как-то выживал. Единственный минус – закурил в армии. Но очень много приятных ощущений осталось! Я очень признателен людям, которые были со мной. Гвардейская Таманская дивизия, что в Голицыно, охраняет Москву. Я от всей души хотел бы поздравить всех, кто хоть как-то за все эти годы были со мной связан, низкий вам поклон, огромное спасибо за службу, за внимание, за уважение, за учебу быть человеком в общении с людьми. Вот это и есть армия для меня. И автомат Калашникова я прекрасно знаю, как разбирается (смеётся)!
- Ваш образ никак не вяжется с армией!
- Ну, я вам рассказал чистую правду! Поздравляю всех мужчин России с этим великим праздником!