В 2000 году премии «Оскар» в той же номинации был удостоен российский мультфильм «Старик и море» Александра Петрова по одноименному произведению Хемингуэя. Затем Константин Бронзит дважды попадал в оскаровскую номинацию с картинами «Уборная история — любовная история» в 2009 году и «Мы не можем жить без космоса» в 2016-м, причем в Год кино, что не спасло от равнодушия российских чиновников. Бронзит чудом попал на церемонию в Лос-Анджелес, поскольку не имел никакой поддержки со стороны минкультовских функционеров. Спасибо верным друзьям и авиакомпании, которые протянули руку помощи. Как рассказывал Константин Бронзит, в таких странах, как Канада или Франция, где поддерживают авторское анимационное кино, режиссера, ставшего номинантом, автоматически спонсируют, чтобы он мог достойно участвовать в оскаровской церемонии. Ведь нужно долететь до Лос-Анджелеса, оплатить гостиницу, другие расходы. Хочется верить, что у Антона Дьякова при новом руководстве Минкульта сложится все гораздо лучше. Сам он очень скромный человек, на фестивали с «БоксБалетом» почти не ездил в дни пандемии, хотя фильм все время где-то участвовал и получал награды.
Впервые его показали в марте 2020 года на Открытом российском анимационном фестивале в Суздале, где фильм победил в профессиональном рейтинге. А это весомее призов жюри, поскольку свои голоса отдают коллеги — режиссеры, художники, аниматоры, продюсеры, критики, все те, кто знает специфику работы в мультипликации. После этого Антона на год избрали президентом суздальского киносмотра. Он также победил на VII анимационной премии «Икар» в категории короткометражного кино, в Калининграде на фестивале «Короче». Картину отметили наградами в Европе, Австралии и Канаде. Победа на международном фестивале короткометражных фильмов в Софии дала возможность студии «Мельница» выдвинуть фильм на «Оскар».
Антон Дьяков родился в Алма-Ате 1 марта 1980 года. Там же окончил госуниверситет, получив специальность «художник». Уже в Москве получил профессию режиссера анимационного кино в школе-студии «Шар». В год ее окончания, в 2010-м, снял анимационный фильм «Бах», через год — «Костю». Работал как художник-постановщик на картине «Первобытный папа» Владимира Данилова. В «БоксБалете» Антон рассказал историю о том, как сошлись две противоположности — утонченная балерина и могучий боксер, и их жизнь наполнилась новым смыслом. Помимо того что это качественная и яркая работа, свою роль в решении американских киноакадемиков могла сыграть и тема харассмента. С ним балерина столкнулась в театре, где новая партия предлагалась ей в обмен на расположение.
Телефон Антона в эти дни разрывается. Все его хотят поздравить. Сам он ничего не предпринимал, чтобы фильм попал в оскаровскую гонку. Все заботы взяла на себя студия «Мельница». Антон и своих фестивальных наград не помнит, хотя в Инстаграме иногда выкладывает важную информацию и радуется тому, что теперь лишний раз обратят внимание на авторское кино, к которому у нас проявляют интерес только в таких исключительных случаях, как выдвижение на «Оскар».
«Я спокоен. Картина сделана давно, просто пандемия отсрочила ее фестивальное движение, — говорит Антон. — Делая фильм, я не думал, что он может быть интересен кому-то за пределами страны. В нем же много подробностей, понятных только человеку постсоветского пространства». Пока Антон Дьяков продолжает работать над сценариями, запустился на студии «Шар» со своим давним замыслом, заканчивает работу над фильмом «Горю!» на частные средства друзей-музыкантов.
Читайте также: "Режиссер вошедшего в шорт-лист "Оскара" российского мультфильма "БоксБалет" удивился успеху"