Петренко заговорил от лица русского офицера, командующего Дроздовской дивизией, белого эмигранта Антона Туркула. «Мне досталась фигура спорная — белый генерал, который участвовал в Первой мировой, Гражданской войне, потом во Второй мировой, — рассказывает актер. — В 28 лет он получил генерал-майора, сражаясь уже с Красной армией. Этот человек был убежден, что для России единственный путь — путь монархии. Он был неистов в своем сражении со всем новым, что навязывали люди, пришедшие к власти. Человек неравнодушный, переживающий, болеющий не за себя — за страну, за Россию. Но такие люди есть, такие люди были, и такие люди, будем надеяться, будут».
Елизавета Боярская прочитала фрагменты книги «Путь» выпускницы Московского университета, экономиста Ольги Адамовой-Слиозберг, муж которой был пламенным коммунистом и профессором МГУ. «Она прожила долгую жизнь, большую часть которой провела в сталинских лагерях, — говорит о своей героине актриса. — Все это время она внутри себя вынашивала книгу, которую записывать было некуда и нельзя. Уже после того как была реабилитирована, написала свои воспоминания. Таких книг, увы, много. Я еще не видела, что у нас получилось, но надеюсь и верю, что пронзительно. Такая тема, о которой говорить сложно, можно впасть в излишние эмоции, патетику. А мне хотелось, чтобы получилось очень честно и запомнилось».
Александр Коршунов впервые прочитал «Записки пойменного жителя» Павла Зайцева, родившегося в 1919 году в деревне Новинка-Скородумово в Молого-Шекснинской пойме. «Мой кусок — это воспоминания простого крестьянина, который жил в области, затопленной во время строительства Рыбинского водохранилища, — говорит актер. — Замечательная книга, написанная чистым, честным, скромным человеком. Мне кажется важным, что это истории самых разных людей — как очень знаменитых, так и никому не известных. Не столкнись я с проектом, я бы никогда про Павла Зайцева не узнал. Тем не менее это замечательно прожитая жизнь и очень искренне написанные воспоминания».
Свои страницы прочитали и другие актеры. Инна Чурикова — от лица младшей дочери и секретаря Льва Толстого Александры Толстой. Полина Агуреева озвучила воспоминания писателя и журналиста Ариадны Тырковой-Вильямс, входившей в ряды дореволюционной русской либеральной оппозиции. Виктория Исакова напомнила об Анне Григорьевне Достоевской, урожденной Сниткиной, второй жене писателя. Антон Шагин говорит от лица советского театрального художника и станковиста Василия Комардёнкова, а Владислав Ветров — от лица инженера путей сообщения, коллекционера Петра Перцова, на средства которого построен шедевр московской архитектуры XX века Дом Перцова. Александр Клюквин представил ученого и писателя Александра Энгельгардта, оставившего нам «Письма из деревни». Актеры не играют реальных героев, а выступают от их лица. Здесь так и говорят — «лицо и голос» того или иного известного или неизвестного человека. Каждая новелла подобна моноспектаклю. Актеры сидят в студии у микрофона и зачитывают с листа текст, который сопровождают анимационные зарисовки, сделанные современными художниками-мультипликаторами. А все вместе это складывается в документальный сериал. Сегодня границы жанров все больше расширяются, и анимация становится документальной, но здесь она самая что ни на есть классическая.
Откроют цикл воспоминаний мемуары композитора Сергея Рахманинова, которые озвучит пианист Денис Мацуев. Он расскажет и о собственных детских и консерваторских впечатлениях. Позднейшие воспоминания не такие яркие и живые. Это свойство памяти, наверное, любого человека. Сопровождает первый сюжет ранняя Сюита d-moll Рахманинова 1891 года в исполнении самого Дениса Мацуева.
В создании проекта принимали участие российские музеи. Это музей-заповедник Сергея Рахманинова «Ивановка», Музей истории ГУЛАГа, Мемориальный музей-квартира Иоанна Кронштадтского и Кронштадтский собор, музеи Льва Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках, Литературно-мемориальный музей Достоевского в Санкт-Петербурге, Новочеркасский музей истории Донского казачества, Музей Мологского края под Рыбинском, один из музеев Казани. Задействованы также вузы — Смоленский государственный университет и Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г.Строганова. Благодаря их участию зрители получат возможность увидеть те места, где жили герои, познакомиться с бесценными архивными документами. В каждом из музеев и университетов пройдут премьерные показы киноальманаха.
Идея «Живых Меморий» принадлежит совсем молодым людям — Ирине и Михаилу Разумовским. Это они придумали кинопутешествие в прошлое России XIX–XX веков ради популяризации отечественных мемуаров, позволяющих ответить на вопрос «кто мы?». По словам Михаила Разумовского, каждую серию делает свой художник и режиссер анимации, переосмысляя тему мемуарной литературы по-своему, демонстрируя спектр возможностей художественной, образной интерпретации. Снято десять серий, и каждая из них длится 7–11 минут. Писатели, композиторы, художники, общественные деятели прошлого расскажут о том, что пережили и видели.