МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Юлий Гусман рассказал о «галантном дворянине» Викторе Мережко

«Он был абсолютно молодым человеком»

30 января на 85-м году жизни скончался кинодраматург и режиссер Виктор Мережко, по сценариям которого сняты фильмы «Родня», «Полеты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова». Он был первым президентом Национальной кинематографической премии «Ника» и возглавлял ее на протяжении 14 лет. А еще он был  в душе молодым человеком, вопреки паспортным данным: поднимал штангу и любил женщин.   

Фото: Геннадий Авраменко

Мы поговорили о Викторе Ивановиче с художественным руководителем «Ники», режиссером и телеведущим Юлием Гусманом, который сейчас находится далеко от Москвы.

- Не стало Виктора Мережко, с которым вас многое связывало.

- Я нахожусь под впечатлением этого невероятного события - такое ощущение, что неожиданно обрушилась скала, произошло землетрясение. Ушел  здоровый и  полный сил человек, всю жизнь занимавшийся спортом, придерживавшийся здорового образа жизни еще в те времена,  когда не было такого понятия как ЗОЖ. Витя был полон творческих идей и замыслов, очень многое успел претворить в жизнь. Сколько замечательных людей, наших товарищей мы потеряли за последнее время, но уход Вити Мережко на меня  подействовал особенно. Дело в том, что он был не только  выдающимся советским и российским драматургом, с которым мы создавали «Нику», фестиваль «Киношок», не только многолетним председателем совета Дома кино и его директором. Главная ценность Вити  в том, что он был участливым и добрым  человеком.  14 лет, пока он был президентом «Ники», мы ни разу не поругались. А это непросто, когда делаешь общее дело, вручаешь награды товарищам по цеху, учитывая  огромное  количество самых разных мнений. 

- Как вы сошлись? Почему именно с Виктором Мережко взялись за организацию премии «Ника»?

- Сложно объяснить, как люди сходятся, начинают дружить, влюбляются. Он был председателем совета Дома кино, а я входил в его состав. Вместе с Андреем Смирновым Виктор бился за то, чтобы сделать меня директором Дома кино. А мне целый год мне не давали ни прописки, ни квартиры. Виктор был абсолютно непробиваемым, надежно стоял за моей спиной, хотя мы с ним до этого не дружили. Так что в моей жизни он сыграл невероятную роль. Знаю многих, кому  помог. Он любил людей. 

- Но не подумайте, что Виктор был милым дядечкой, добрячком. Он был и жесткий, все понимал, всему знал цену. При этом ценил человеческую дружбу, любил, когда его окружали талантливые люди. Он отвечал на доброту добротой, пожатием  крепкой и сильной руки. Всегда можно было рассчитывать на его надежное плечо. Как он бился за наше общее дело! Он был настоящий товарищ. Человеком он был неоднозначным, но со мной всегда вел себя безупречно. Не было более разных по темпераменту и привычкам  людей, чем Витя и я. Мы совершенно разные люди, как  лед и пламень. Поразительно, но нам было уютно вдвоем.  Он мог быть наивным, утонченным, самым разным. Я говорю слово «был», и становится не по себе. Из головы  вымывает все то, что могло казаться плохим и недобрым. Осталось только ощущение огромной потери. Витя был олицетворением того, что я не могу. Он всегда был в одном весе, у него была стройная фигура,  был спокойным и  уверенным, сделал невероятный кульбит, когда пошел в режиссуру и снял  симпатичный сериал «Сонька Золотая Ручка». 

- При всех своих заслугах он оставался очень простым в общении человеком.

- Виктор действительно никогда не зазнавался, не гоношился, ничего из себя не строил. Мне он всегда казался очень человечным, хотя уже был классиком кино. Сегодня его фильмы показывают на всех телеканалах. Жаль, что их не повторяли до этого трагического события. Библиотека его драматургических работ так внушительна, как и  фильмотека. А как он относился к своей семье, детям! Мне он казался  идеальным человеком. Никогда не забуду, как несколько лет назад я был у него в гостях. Он лежал на полу в спортивной форме и отжимал  тяжелую штангу. А ему ведь тогда было под 80. Вот так он держал себя! Я прочитал странную информация о том, что у него обнаружили сгусток крови. Возможно, что-то произошло во время операции, образовался тромб.  Сложно судить, у меня нет истории его болезни. 

Каждый год мы отмечали скорбные даты, но два ковидных года не просто побили все рекорды, но образовали жуткую  пустоту в сердце.  Мы перестали ужасаться  и удивляться смерти, тому, что вчера рядом с тобой сидел человек, иногда недавно женившийся, и вот он ушел, и никто не успел с ним попрощаться. Эпидемия косит  близких и родных людей. Когда я слышу споры о вакцинации, мне как человеку, окончившему мединститут, становится не по себе. Страшные уроки преподносит нам жизнь, но они  ничему не учат. Странная идеологическая межа пролегла между людьми. 

- Виктора Мережко в последние годы действительно забыли, он стал героем прошлого.

- Его замечательные фильмы, надеюсь, навсегда войдут в золотой фонд нашего кино. Он и в театре сделал много. У нас быстро забывают людей. Я много преподавал в Америке, читал лекции. В любом деканате, в каждом университетском коридоре на стенах висят фотографии деканов прошлых лет. Все всех помнят. Я сам превратил Дом кино из дурно пахнущей развалины в приличное место, и там заиграла музыка, вымыл туалеты чуть ли не своими руками. Кто это вспоминает? Пришли другие времена - взошли другие имена. Я говорю об этом не потому, что во мне сидит обида взрослого  мальчика, о котором забыли в новое время. Да я обожаю молодежь, потому и хожу на КВН, чтобы не отрываться от корней своей молодости. А Витя  был абсолютно молодым человеком. Даже не взрослым, хотя у него уже стали редеть волосы. Мне грустно от того, что мы не услышим его голос, байки, которые он блестяще рассказывал на украинском языке.   

- Виктор Иванович чувствовал женскую природу, поэтому и создал такие мощные женские образы в своих сценариях и пьесах.

- Есть мужчины, которые нравятся женщинам и которые все время находятся в их окружении. Вообще-то, существует два типа мужчин, хотя сейчас  их больше. Одни могут дать по морде, получить пятикопеечное удовольствие, а потом плевать хотят на свою избранницу. Другие умеют  ухаживать, превратить любую, даже случайную связь,  в нечто галантное, красивое, деликатное, как в прошлые века. Вспоминаю, как кто-то приглашал девушек в машину со словами: «Давайте, телки, падайте». Телки-метелки! А Виктор никогда так не относился ни к одной женщине. Среди нас не было таких галантных  кавалеров, как он. Витя в этом смысле  чемпион мира и Олимпийских игр.

- А ведь вырос в деревне. Откуда такие манеры?

- У него была интеллигентная  закваска. Откуда она взялась,  не знаю.  Он был в этом смысле безукоризненным, а по природе своей чистоплотным человеком. Он  следил за собой как дворянин, а не как приехавший в город сын кулака.    

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах