Михалкова на церемонии не было, и кинематографисты, сами оставшиеся дома, через соцсети вопрошали: «Где же он?», «Почему не пришел никто из его семьи?». Михалков в последнее время пропускал торжественные церемонии ММКФ, но на «Орла» всегда являлся, даже со сломанной рукой. Коллеги забывают, что Михалков не юн и уже несколько лет продолжает бороться с болезнями, к которым добавился еще и ковид.
С момента основания премии и до последних своих дней президентом Национальной академии кинематографических искусств и наук России, учредившей «Золотого орла», был кинорежиссер Владимир Наумов. О его недавнем уходе, как и смерти бессменного художественного вдохновителя «Золотого орла» Кирилла Разлогова, напомнил только общий список потерь. А он в ушедшем году был «гениальным и тяжелым», как верно заметил вручавший награды Виктор Сухоруков. И уж тем более ничего не было сказано о преемнике.
Актрисы несли со сцены несусветную и вовсе не милую чушь, пока в коридорах студии метался актер Валерий Николаев. Пригласительного билета у него не было. В зал его охрана пропустить не имела права. Правда, он говорил, что аккредитовался как представитель прессы, но и это не спасло. Наблюдая подобные картины, думаешь всякий раз о хрупкости и иллюзорности мира. Вчера ты был на коне, и твой несомненный талант был востребован, а сегодня только и остается что рассказывать о сложностях жизни.
В списке номинантов отсутствовали главные игроки, победители и участники международных кинофестивалей, включая Каннский, зато лидировали картины, к которым имеет отношение Михалков. Главную награду получили «Серебряные коньки» дебютанта Михаила Локшина, уроженца Хьюстона, выпускника психфака МГУ и Высших курсов сценаристов и режиссеров, человека безусловно талантливого. На церемонии он не присутствовал, вероятно, из-за напряженного графика нового проекта «Воланд». Оператор Игорь Гринякин год назад получил «Орла» за «Союз спасения», а чуть раньше — за «Движение вверх». И теперь его отметили за «Серебряные коньки». Игорь посылал привет пяти своим дочкам, перечисляя их имена, так что зал ахнул, благодарил Петербург и русскую зиму, вспоминал о сложностях работы: «Такую картину о зиме снимать опасно». «Серебряные коньки» принесли награды сценаристу Роману Кантору, художнику-постановщику Александру Загоскину, художникам по костюмам Татьяне Патрахальцевой и Галине Солодовниковой, монтажерам Марии Лихачевой и Дмитрию Слобцову. Среди продюсеров картины — Михалков сотоварищи.
Между тем в главной номинации были представлены «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, «Иван Денисович» Глеба Панфилова, «Уроки фарси» Вадима Перельмана и еще одна продукция студии Михалкова «Огонь».
Украшением церемонии стал скрипач Игорь Полесицкий, приехавший из Флоренции ради другого мероприятия. Недавно он записал «Старые еврейские танцы для одинокой скрипки», один из которых и исполнил, представляя несправедливо забытые киноакадемиками «Уроки фарси» Вадима Перельмана. Роль бельгийского еврея, выдающего себя за перса, чтобы не сгинуть в концлагере, сыграл великолепный аргентинский актер Науэль Перес Бискаярт. Евгений Ткачук проникновенно прочитал стихи Юрия Левитанского про «роковые глаголы» на фоне кадров из «Ивана Денисовича»: «Были смерти, рожденья, разлады, разрывы…»
87-летний Глеб Панфилов на церемонию не пришел. Ему заочно вручили награду за лучшую режиссерскую работу — экранизацию прозы Солженицына «Один день Ивана Денисовича». А сыгравший главную роль Филипп Янковский отмечен в актерской номинации. В тот же вечер награды был удостоен и его сын Иван Янковский за роль второго плана в «Огне». «Поволновался немножко, — сказал Филипп. — Получить с сыном в один день приз — это так трогательно. Оксана, поздравляю (обратился он к жене Оксане Фандере)! Жаль, отец не дожил, но душа его радуется за меня и внука. Спасибо Оксане, которая помогла мне пережить эти тяжелые зимы. Эту работу я посвятил своей маме, подсознательно играл дедушку Сашу, ее отца. У него такая же судьба. Свой приз посвящаю и тем людям, которые сгинули в лагерях. Мурашки идут по коже. Надеюсь, что это никогда не повторится».
Режиссер «Огня» Алексей Нужный обратился со сцены к родителям Ивана Янковского и поблагодарил «за интересного и сложного сына». Ирина Горбачева получила награду за роль второго плана в том же «Огне». В тот вечер она была самой эффектной актрисой. Смелый разрез ее платья, высокий рост завораживали мужскую половину. Один знаменитый артист в кулуарах сравнил ее красоту с Эйфелевой башней. «Леша Нужный заставил меня сняться в этой роли, — призналась Ирина. — Я не хотела. Ну что я буду бояться, тужиться, кашлять? Спасибо Маше Машковой, которая сказала: «Не думай о лице, когда будешь тужиться. Когда рожают — тужатся». А я не рожала». Поскольку ни Марии Ароновой, удостоенной награды за главную роль в «Паре из будущего» того же Нужного, ни младшего Янковского на церемонии не было, награды получал режиссер. «Хотел завтра на дачу поехать, но придется развозить подарки», — пошутил Алексей.
Александра Урсуляк отмечена за работу в сериале «Пингвины моей мамы». «У меня никогда не было кинонаград. Я всегда была везучая в театре. Рада, что произошла встреча с Натальей Мещаниновой. У меня была возможность ничего не играть», — сказала лауреатка. Лучшим сериалом онлайн-платформы (они впервые рассматривались на кинопремии) стал «Вертинский» Авдотьи Смирновой, за которую награду получила немногословная исполнительница роли Веры Холодной Паулина Андреева.
«Лучшим телесериалом» стала «Седьмая симфония» Александра Котта, которая появилась благодаря упорству Алексея Гуськова, пришедшего пять лет назад со своей идеей к коллегам-продюсерам с готовым к работе режиссером. Теперь Александр Котт вспоминает, каким тяжелым оказался этот путь. Алексей Гуськов получил две награды за «Седьмую симфонию» — как продюсер и исполнитель лучшей мужской роли — главного дирижера Большого симфонического оркестра Ленинграда Карла Элиасберга, первым исполнившего Седьмую симфонию Шостаковича.
— Ощущения были удивительные, — рассказал он «МК» после церемонии. — Особенно когда я увидел шорт-лист премии, где у меня было три номинации, еще и за роль второго плана в «Серебряных коньках». Кроме чувства радости, которое я тогда испытал, подумал, что, вероятно, в последние годы делаю все правильно, раз сериал имеет высокие рейтинги, а фильм получил отклик у публики, и их оценило профессиональное сообщество. Это большая редкость. У меня много желаний и новых идей. «Золотого орла» я получаю впервые. Теперь у меня две птицы, четыре крыла, а так легче лететь.
Лучшим неигровым фильмом стал «Бондарчук. Battle» Ильи Белова, который продюсер Федор Бондарчук хотел выпустить к 100-летию со дня рождения своего отца, но пандемия изменила планы. Один из соавторов сценария Денис Катаев со сцены говорил о том, что мы должны быть за мир, не за войну, стране надо избавиться от воинственного образа, который с ней ассоциируется и о чем говорит в фильме один из героев — французский режиссер Пьер Леон. Сергей Бондарчук снимал эпопею «Война и мир» на «Мосфильма», где все мы собрались в тот вечер.
За вклад в отечественный кинематограф отмечен Сергей Шакуров, недавно отметивший 80-летие. Весной 1965-го он впервые переступил порог «Мосфильма», где снимался в своей первой картине «Я солдат, мама» Маноса Захариаса. Он вспоминал «наставников», которые хотели его «спеленать», вроде начальника актерского отдела Адольфа Гуревича. Правда, характер у Шакурова был тоже не сладкий. Но были и «волшебники», как тогдашний директор «Мосфильма» Николай Сизов. «Он меня вытаскивал из-под ногтя Адольфа, — рассказал Шакуров. — Легендарный мужик! Я его очень люблю. Я все-таки театральный артист. Спасибо моим наставникам режиссерам, которые меня заставили влюбиться в кинематограф. Это Яков Сегель, Александр Столпер, Марлен Хуциев, Анджей Вайда… Большое спасибо молодым пацанам, которые последние лет десять меня приглашают в кино. Что-то они видят во мне. Вы даже имен их еще не знаете. Несколько картин уже вышло — и несколько картин впереди».