Совместные кинопроекты с Казахстаном у нас все еще редки, хотя там сильная киноиндустрия, и казахские фильмы востребованы фестивалями по всему миру. Российский зритель часто равнодушен к любой кинематографии, за исключением американской, а иногда французской. У нас все время с трибун говорят о важности копродукции, но как доходит до дела, возникают сплошные проблемы. Недавно известный грузинский режиссер пытался найти партнеров в России на интересный международный проект, но никто не проявил заинтересованности.
Адильхан Ержанов снял уже 12-й фильм, а когда-то, окончив казахский киноинститут, проходил курс в киношколе Рустама Ибрагимбекова в подмосковных Белый Столбах. Сегодня он – один из самых востребованных и успешных режиссеров, выпускает каждый год по фильму, а то и по два, постоянно представляет Казахстан на главных мировых фестивалях – в Каннах, Венеции, Роттердаме. В Нидерландах несколько лет назад показали его фильм «Чума в ауле Каратас». Действие в картинах Ержанова часто происходит именно в этом месте, ставшем образом мира и родной страны режиссера. И теперь в Каратасе случаются события, во многом напоминающие те, которые происходят сейчас в Казахстане.
По сюжету школу в ауле захватили некие люди. Детей взяли в заложники, но никаких требований не предъявляют. Местная полиция пытается запросить подкрепление из города. Но из-за снежной бури возникли проблемы со связью. Школьный учитель Тазши, понимая, что на помощь рассчитывать не приходится, собирает штурмовую группу из родителей, чьи дети стали заложниками. За ночь надо им надо решиться на атаку и соответственно взять на себя ответственность за столь радикальный шаг.
«Действие «Штурма» происходит в вымышленном поселке, - рассказывает о своей картине Адильхан Ержанов, - Это максимально условное пространство, не привязанное ни к чему. «Штурм» не стоит связывать ни с какими реальными событиями. Это психологическое, а не публицистическое кино. Это также не стандартный экшен про освобождение заложников. Он не про битву с бандитами, а про сражение с самим собой. «Штурм» можно рассматривать в экзистенциальном ключе: человек должен совершить выбор, и главная борьба происходит внутри, интроспективно».
Среди продюсеров фильма – российский режиссер Борис Хлебников. Он был председателем жюри Якутского международного кинофестиваля, где участвовал предыдущий фильм Адильхана «Бой Атбая». После этого казахстанские продюсеры, который работают с Ержановым, предложили студии Хлебникова сценарий «Штурма» и вышли с предложением о сотрудничестве.
«Мне очень понравилось работать с Александрой Ревенко, сыгравшей главную и единственную женскую роль, - рассказывает Адильхан Ержанов. - В ней есть абсолютная естественность, простота. Это очень помогало. И я рад, что фильм попал в программу фестиваля в Роттердаме, одного из моих любимых фестивалей - он одновременно и значимый, и не академический по характеру. В нем много авангарда и эксперимента. То, что «Штурм» попал в конкурсную программу, очень мотивирует, потому что фильм как бы жанровый, но по сути своей интроспективный, направленный на состояние героев. И премьера фильма на смотре авторского кино дает «Штурму» необходимый старт».
В производстве картины со стороны Казахстана участвовала и главная киностудия страны «Казахфильм», относительно которой день назад прошла ошибочная информация об утрате ее «золотой киноколлекции» в результате беспорядков, охвативших страну. На проекте работала казахстанская группа: оператор Айдар Шарипов, художник-постановщик Ермек Утегенов, композитор Галымжан Молданазар. Главную мужскую роль сыграл 34-летний российский актер Азамат Нигманов. Казах по национальности, он родился в Омске, окончил Театральное училище им. Б.Щукина. А поступил не с первой попытки. Ему говорили, чтобы хорошо подумал, кого сможет играть, имея азиатскую внешность. Последовав советам, Азамат какое-то время работал в театре «Ромэн». То есть на роли цыган он вполне годился. Сегодня Азамат много снимается в кино, а один из фильмов с его участием «Желтая кошка» Адильхана Ержанова выдвигался Казахстаном на соискание премии «Оскар».
На недавнем Таллиннском международном кинофестивале Адильхан представлял свой фильм «Коллективный иммунитет». И там события происходят в криминальном и насквозь коррумпированном ауле Каратас. Коронавирусные ограничения настигли и это удаленное место. И находятся люди, которые зарабатывают на несчастье деньги.
Помимо «Коллективного разума» в Эстонии представили еще одну казахстанскую картину «Мукагали» Болата Калымбетова о казахском поэте и переводчике Мукагали Макатаеве, хорошо знавшем русскую литературу. Слава к нему пришла только после смерти в 1976 году. Это сегодня он стал классиком национальной литературы, и к 90-летию со дня его рождения снимают масштабное кино. Хотя замысел фильма возник 15 лет назад, но все время что-то мешало его осуществлению, включая отсутствие средств. При жизни Мукагали был гонимым человеком, лишенным свободы, задыхался от ее отсутствия. В фильме рассказывается о последних годах его жизни, затхлой брежневской эпохе, о том, как герой отказывается воспевать коммунистические идеалы, чем за это поплатился.
Казахстанское кино чутко откликается на запросы времени, и по нему вполне можно судить о том, что происходит в стране, чем живут люди, и что делает их жизнь счастливой или несчастной.