На входной двери — табличка с номером 12. За ней небольшая прихожая, ванная комната, где сушится пальто Ипполита. Дальше — комната с нарядной елкой и праздничным столом, небольшая комната со швейной машинкой и креслом. Кухня просторнее стандартных советских аналогов, но сделано это было специально, поскольку иначе съемочной группе не развернуться. Поэтому съемки и проводят в павильоне, а не в реальном жилом доме. Когда наши коллеги подмечали какую-то неточность, допустим, то, что кровать стоит не так, как в фильме, художник-постановщик «Мосфильма» Андрей Мучко тут же предъявлял сомневающимся распечатанный на принтере кадр из фильма и предлагал сравнить. На одной из полок лежит коробка из-под елочной электрогирлянды «Салют», подписные издания того времени — Надя читала Чехова. За стеклом в шкафу — фотографии Нади и Ипполита. Красный телефон — тот самый, по которому разговаривал Андрей Мягков—Женя Лукашин. На манекене — бежевое платье Нади. Их было для съемок сшито несколько. Теперь только самая стройная девушка смогла его примерить, и ей это позволили. Представители телекомпании специально привезли гитару, но она и без того нашлась в квартире.
Архитектор подразделения «Мосфильма» «Декорстрой» Елена Панова рассказала «МК» о том, как шла работа над необычным проектом.
— Мы начали с того, что нашли старые чертежи 1975 года. Там еще была лестничная клетка, но ее воспроизводить не стали, только вход в квартиру. А так все воссоздавалось точно по высоте дверей и стен, как в оригинальных декорациях. Раньше все делалось вручную, а теперь нам пришлось перечертить старую декорацию уже на компьютерах. Наша задача заключалась в том, чтобы поставить стены, окна, двери. Фурнитуру и напольное покрытие тоже мы подыскивали. Обои пришлось восстанавливать и печатать заново, поскольку найти подходящие невозможно. В магазинах много всего, но именно таких уже нет.
— Приходилось ли вам раньше заниматься чем-то подобным?
— В 2007 году Тимур Бекмамбетов снимал сиквел фильма Эльдара Рязанова — «Ирония судьбы. Продолжение». Тогда ту же самую квартиру воссоздавали мои коллеги.
— Удастся ли сохранить декорацию для посетителей как музейный экспонат после новогодних праздников?
— Павильоны у нас постоянно загружены. Как только разберем эту декорацию, на ее месте построят другую. А мебель вся уйдет в музей, где она и была, в наш «Дом костюма и реквизита»...
Художник-постановщик «Мосфильма» Андрей Мучко рассказал «МК» о работе над восстановлением интерьеров.
— Мы работали совместно с архитектором, несколько раз пересматривали фильм Эльдара Рязанова, изучили его до деталей, а потом уже восстанавливали по кадрам. Моя задача заключалась в том, чтобы вместе с художником по реквизиту восстановить в деталях все предметы того времени. С чем мы столкнулись? В период распада Советского Союза к реквизиту, вещам относились не так, как сейчас. Теперь, если вышел фильм, то все, что в нем было использовано, хранится в музее. Наша команда сработала отлично. Мы нашли все те предметы, которые были в фильме, и благодаря этой работе они уйдут в музей и будут жить вечно. Стулья, которые вы видите в комнате, подлинные. Какую-то мебель мы подбирали. В 70-е годы она же была однотипная.
В конце экскурсии журналистов угостили праздничным советским угощением — шпротами, салатом оливье, селедкой под шубой. И конечно, блюдом, про которое пьяненький Ипполит говорит Наде: «Какая гадость, эта ваша заливная рыба». Она была украшена вареной морковью и оливками. И тут опять развернулась дискуссия: могли ли в принципе использоваться оливки в 70-е для приготовления заливной рыбы. Сошлись на том, что достать их мог Ипполит.