Два часа — и в них вместилась вся жизнь феноменального человека, на долю которого выпали революция, войны, потеря близких, создание кукольного театра в Москве. Новый спектакль, выпущенный к 120-летию Сергея Образцова и 90-летию основания им театра, поставила его внучка Екатерина Образцова. Ее дед родился в 1901 году, умер в 1992-м и называл себя ровесником века. Его глазами мы и смотрим на XX столетие. В основе спектакля – пьеса, написанная Борисом Голдовским и Екатериной Образцовой. Как говорят авторы, это кукольное путешествие через весь XX век. А создавалось оно по рисункам и книгам Сергея Образцова, воспоминаниям его современников. Художники Сергей Алимов и Александра Дашевская установили на сцене три белые «ступени памяти», на которые и присаживается Евгений Цыганов и где появляются куклы: собачки, исторические персонажи, почти все великие – от Шаляпина, с сыном которого юный Образцов учился на художника во ВХУТЕМАСе, до Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Любови Орловой, Соломона Михоэлса.
Маленький Сережа идет с мамой в японский магазин на Кузнецком Мосту. Ему покупают первую куклу Би-ба-бо. Это всего лишь голова, надевавшаяся на указательный палец, и халат, который натягивался, как перчатка, на руку. С трогательного «иностранца» и начался отсчет великого будущего. Если бы юному герою сказали, чем он будет заниматься всю жизнь, никогда бы не поверил. В первом действии Евгений Цыганов не пытается изображать Образцова, просто говорит от его лица: вспоминает родителей, Станиславского, куклу которого сделал, других людей, с которыми свела жизнь, а это цвет нации... Мы становимся очевидцами поступления Образцова в Музыкальную студию Московского художественного театра, его первых гастролей в Америку, длившихся восемь месяцев. Потом уже начнется самостоятельное плавание, концерты в самых невероятных условиях, вплоть до грузовиков, но это уже в годы войны. Встреча с женой Соней, с которой они были вместе с 18 лет, раннее отцовство, вдовство, воспитание сына и дочки после смерти их матери...
В 1931-м Сергей Образцов организует в Москве театр кукол — государственный, но у которого не было своего помещения, а первыми артистами стали даже те, кто развлекал прохожих на улицах. Спектакль сделан традиционно, даже патриархально, в то время, когда кукольный театр как таковой оперирует совсем другими выразительными средствами. Но, возможно, это единственно верный и аутентичный выбор, сохраняющий стилистику эпохи и истоки театра великого Образцова.
На экране – кадры кинохроники, запечатлевшие важнейшие события века. В руках Евгения Цыганова – копии любимых кукол Образцова. Их оригиналы выставлены в музее театра, и в антракте публика устремляется туда, чтобы уже совсем другими глазами посмотреть на них не просто как на экспонаты, но как на живых существ с удивительной судьбой. К примеру, легендарный Тяпа, походивший на самого Образцова, – «самый старый ребенок в мире». Он трудился на эстраде много лет и не старел. Зритель теперь знает, что хохолок на кукольной головке Сергей Владимирович изготовил из волос своего сына Алеши.
Иногда мы видим Образцова одновременно в двух ипостасях. На авансцене стоит Евгений Цыганов, а на ступенях появляется его маленький дублер. Если на актере горчичный шарф и чемодан в руках, то и у куклы будут те же аксессуары. Во втором действии правила игры меняются, и Евгений Цыганов становится первоклассным лицедеем, копирует мимику и интонацию своего героя, так что сидящие в зале люди, лично знавшие Образцова, работавшие с ним еще в ВТО, признают удивительное сходство.
Главный герой изрядно постарел и поседел. Он небанально и иногда рискованно отвечает в студии на вопросы советских зрителей, и ничто не свидетельствует о том, что перед нами классик и советский человек, хотя таковым он был.