МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В бывшей шарашке открылся музей будущего

Когда-то здесь сидел Солженицын, а теперь показывают секретные шифрографы

НИИ-2, объект №8, Марфинская шарашка, паровоз, почтовый ящик – как только не называли это здание на Ботанической улице близ парка «Останкино», построенное еще при Александре III. До революции и вплоть до 1946 года здесь были разные детские учреждения (приют, школа, колония), а потом в доме разместили секретную лабораторию, которая занималась разработкой шифровальных систем. С 1947 по 1950-й в шарашке трудился и заключенный Александр Солженицын, который спустя несколько лет опишет место в романе «В круге первом». Секретные разработки продолжались и после упразднения шарашки (на ее базе был организован научный институт), а теперь здесь открылся совершенно публичный объект — Музей криптографии, первый и единственный в своем роде, наверное, не только в России. Многие экспонаты вплоть до прошлого года были строго засекречены. «МК» увидел рассекреченные материалы накануне официального открытия

Фото: Мария Москвичева

Это действительно музей будущего, в котором сплетается прошлое и настоящее. Причем в игровом интерактивном мультимедиаформате, на языке современных детей, которые, кажется, начинают разбираться в цифровых технологиях раньше, чем ходить и говорить. Все здесь светится, мигает, двигается, даже стены в коридорах и ступеньки лестниц. А экспозиция вызывает ассоциации с тайным ларцом, где сотни ящиков и дверок, и в каждой — свой секретный артефакт, который нужно разгадывать. 

Башня, где жили заключённые шарашки, в том числе Солженицын Фото: Мария Москвичева

Нижний, подвальный, этаж музея погружает в историю здания, некогда бывшего важным секретным объектом. Здесь есть и условный кабинет шарашки, где разместился исторический шкаф с книгами ученых-заключенных, и современный стол с потаенными ящичками. В одном из них под стеклом находим секретный документ, написанный Александром Солженицыным в 1948-м , где он описывает возможности «применения математики к обнаружению статистических фонетических законов», проще говоря, распознавания человеческого голоса во время прослушки. Идеи талантливого выпускника физмата, который позже прославится как великий писатель, должны были помочь довести эти методы до совершенства. Рядом с документом — одно из первых изданий романа «В круге первом». Рукопись в 1960-х была конфисковала КГБ, Солженицын восстановил ее по памяти, книга увидела свет в Париже в 1968-м. А в нашей стране опубликована лишь в 1990-м. А вот и фотография героев романа — сам Солженицын в центре, а по бокам от него литературовед Лев Копелев и инженер и философ Дмитрий Панин, они работали вместе в Марфинской шарашке. В соседнем зале — стеллаж с приборами, некоторые из которых разрабатывались и в этих стенах. Шифровальные машины, защищенная спецсвязь, дешифраторы — сотрудники музея еще и сами не до конца понимают, как все это работает и для чего это нужно. До прошлого года многие аппараты и документы были под грифом «секретно» и стали открыты публике теперь, после специального распоряжения Правительства РФ от 2020 года. 

Секретная спецсвязь, которой пользовались до недавнего времени. Гриф секретно снят в 2020м Фото: Мария Москвичева

И все же самые секретные экспонаты разместились на первом этаже. Как раз отсюда рекомендуют начинать погружение в криптографию, с новейших достижений. Сначала попадаем в цифровой коридор, который напоминает ожившую матрицу, а потом в целый компьютерный город, где ставятся актуальные вопросы: о безопасности в Интернете и защите персональных данных. Здесь что ни экспонат, то игра: можно даже сделать моментальный снимок и превратить его в NFТ. Далее отсчет времени идет вспять — от наших дней к самому далекому прошлому. Шифровальные системы за последние полвека пережили фантастическую революцию, в чем наглядно убеждает зал технологий ХХ века. Здесь выставлена знаменитая «Энигма» — переносная шифровальная машина, которая активно использовалась немцами в годы Второй мировой. Британский математик Алан Тьюринг (помните фильм «Игра в имитацию», там криптографа играет неподражаемый Бенедикт Камбербэтч), однако, взломал код. Дешифратор Тьюринга из огромных разноцветных катушек, занявших целую стену, можно увидеть тут же. Хотя это, конечно, условный арт-объект, а не исторический экспонат, но он дает представление об аппарате. Кстати, сама «Энигма» — единственная в России. Рядом с аутентичным экспонатом есть ее точная копия, на которой можно зашифровать свое послание.

Копия шифровальной машины "Энигма" Фото: Мария Москвичева

Дело это нелегкое: ткнул пальцем в печатную машинку и ждешь, какую букву выдаст аппарат, затем выписываешь ее на листик. То есть чтобы зашифровать элементарное «привет», понадобится немало времени. Другое дело — «Фиалка», советская шифровальная машина, изобретенная сразу после войны. На ней можно просто набить текст, а сбоку, как из принтера, выйдет шифровка. Быстро, удобно и мобильно. К тому же код «Фиалки» (она же М-125) так и не был взломан. До последнего момента этот шифровальный аппарат, как многие соседние экспонаты, оставался засекречен. А теперь на копии М-125, помещенной в огромную инсталляцию (цилиндр с кодировками, который то и дело оживает и крутится), можно печатать собственные тайные сообщения. 

Шифр «Фиалки» в виде увеличенном виде - инсталляции Фото: Мария Москвичева

Из этого зала мы попадаем в довоенное время. Здесь рассказывается о шифрах и легендарных разведчиках и ученых, в том числе о Рихарде Зорге и Владимире Котельникове, который руководил двумя лабораториями по засекречиванию телеграфной и телефонной информации в конце 1930-х. Информации очень много, вся она представлена на ярких «говорящих» стендах, которые нужно трогать, открывать, слушать. Сотрудники музея подсчитали, что если изучать каждый экспонат, то в музее можно провести часов пять. Словом, тут кладезь секретной информации, от новейшего времени с его хакерскими приемчиками до «черных кабинетов» ХIХ века (немногие знают, что на любой почте был тайный отдел, который читал всю переписку), невидимых симпатических чернил (которыми, в разных составах, пользовались веками — от китайского императора Цин Шихуанди, жившего в III веке до н.э., до Ленина) или древнейших шифров вроде атбаш, который использовали на протяжении многих лет (около 500 до н. э. до 1300 г. н. э.)…

В Москве открывается "шпионская" выставка: кадры из Музея криптографии

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах