Оперу-балет «Дитя и волшебство» называют дивертисментом игрушек. Предметы мебели, посуда, книжки, лампы, часы, а также коты и кошки, букашки и таракашки, летучие мышки и белочки — короче говоря, весь мир живой и неживой природы встает на борьбу со злым мальчишкой, который крошит, ломает и разрушает все подряд, повинуясь какому-то внутреннему демону. Вообще-то, сюжет невероятно актуальный — Морис Равель, завершивший свою оперу-балет на либретто знаменитой французской писательницы Колетт в 1925 году, предвосхитил сегодняшние проблемы асоциального поведения подростков, терроризирующих своих одноклассников. Уверена, что такое актуализированное прочтение еще ждет этот материал. Но, к счастью, авторы спектакля, показанного на сцене Детского музыкального театра юного актера, не ставили своей задачей так жестко актуализировать сюжет. «Дитя и волшебство» по версии молодого режиссера Екатерины Василевой, художников Марии Чернышевой и Александра Арефьева, художника по видео Александра Комарова — это настоящая детская сказка, красочная, яркая, смешная, трогательная, в меру назидательная и морализаторская. Особенно радуют костюмы Марии Чернышевой, решенные в духе старинных игрушек. Очаровательные коты, прелестные гусеницы и милые овечки — все это очень трогательно, но при этом наполнено юмором и иронией.
Интернациональная разновозрастная команда составила каст спектакля. За три недели нужно было выучить французский текст, освоить вокальные партии, весьма непростые, отрепетировать материал с концертмейстерами и, наконец, выйти на сцену и спеть в сопровождении симфонического оркестра. Для многих участников, молодых певцов из Москвы, Вены, Новосибирска, Ташкента, Астрахани, Уфы, Санкт-Петербурга, Кишинева, Симферополя, Кракова, Екатеринбурга, это было первым в жизни выступлением с оркестром. Но все они показали максимум своих возможностей. Особенное впечатление на зрителей произвела детская группа участников — ученики Московского хорового училища имени Свешникова сыграли роли разорванных страничек учебника математики.
Для оркестра пришлось освободить первые пять рядов небольшого зала ДМТЮА. Ямы в этом театре нет — оркестр, фактически оказался на авансцене. И это создало определенные трудности для выстраивания баланса с голосами. Однако довольно быстро баланс был установлен, и можно было в полной мере наслаждаться музыкой Равеля, изобразительной, яркой, полной тембровых, образных и жанровых контрастов.
Из 53 участников программы для исполнения премьерного спектакля была отобрана лишь треть. И это значит, что юные неофиты оперного дела обучались не только пению и актерской игре, но также и законам конкурентной борьбы. Что, вне всякого сомнения, на пользу тем, кто мечтает сделать успешную карьеру на беспощадной в своем естественном и искусственном отборе территории мировой оперы.
Маэстро Дмитрий Корчак, выдающийся тенор, выступающий на лучших оперных и концертных сценах мира — Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Опера Бастилии, Карнеги-холл, Альберт-холл и других, — ведет активную дирижерскую деятельность уже лет семь. И не только активную, но и весьма успешную. И потому, конечно, лидер программы «Оперный класс» сам по себе пример для подражания.