В этом году посетители музея получили возможность узнать творчество Александра Иванова с новой стороны. Кроме картины «Явление Христа народу», признанной шедевром еще при жизни художника, в Третьяковке можно рассмотреть и «Библейские эскизы» - графику, которую автор оберегал от посторонних глаз до конца жизни. Работу над этим циклом он начал сразу после создания свой главной картины, а, может быть, идея «Храма мудрости» пришла ему в процессе работы над большим полотном. Однако свой масштабный замысел он держал в тайне от всех. Закончить Иванов не успел – скончался от холеры. И только после смерти мастера близкие узнали о его мечте о «Храме мудрости».
В 1858 году художник перевез свои рисунки из Рима, где Иванов долгое время жил и имел мастерскую, в Санкт-Петербург, затем эскизы попали в Отделение изящных искусств Румянцевского музея, а позже – в фонд Третьяковской галереи. Будучи эксклюзивным обладателем графического наследия Александра Иванова, музей хранит более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов художника. Но на камерных выставках можно увидеть только наиболее впечатляющие работы.
«Мы делаем уже третью выставку, выбирая самые законченные произведения из большого количества библейских эскизов», - рассказала куратор выставки Маргарита Крылова.
Часть цикла, рассказывающая о последних днях жизни Иисуса Христа, его смерти, чудесном воскресении и вознесении представляют 25 акварельных композиций. Легкий штрих карандаша и полупрозрачные краски облегчают восприятие тяжелых сцен.
Так, в «Тайной вечере» автор лишь обозначает силуэты ближайших учеников Христа, выделяя красками лишь самого учителя. Но сюжет вполне ясен – фигуры оттеняет коричневая бумага. Практически лишены красок эскизы «Христос перед Пилатом («Откуда ты?»)» и «Христа переодевают, чтобы вести на распятие». Белый холст буквально просвечивается сквозь редкие цветные пятна.
Однако есть здесь и работы, где краски буквально кричат о том, что испытывают герои сюжетов. Наибольшая экспрессия чувствуется в произведении «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят издали на распятие». Изображенные позы людей, их жесты, а главное, краски – все в эскизе говорит о напряженности момента.
Освещают выставочный зал эскизы «Ангел возвещает женщинам, пришедшим ко гробу, о воскресении Христа» и «Ангел отваливает камень от двери гроба». Белое свечение существа, спустившегося с небес, привлекает внимание зрителя с порога. Художник стремился изобразить сюжеты так, чтобы перевернуть сознание зрителей.
– Смысл в том, чтобы видеть ситуации нравственного выбора, который стоит перед каждым человеком, - рассказывает Маргарита Крылова. - И все это было призвано к тому, чтобы люди, изучая историю Христа, делали для себя выводы о том, что можно вставать на сторону праведности, праведных умыслов и добра.