Приход нового школьного учителя, в котором мальчик находит то, чего ему так недостает в семье без отца, изменит жизнь подростка. Любопытно, что когда ребенок заходит в класс и остается наедине с педагогом, тот просит открыть дверь. Такова новая реальность. Ничего личного.
«Серебряного Александра» удостоен фильм «Клара Сола» Натали Альварес Месен (Швеция—Бельгия—Коста-Рика—Германия) о целительнице, выходящей на связь с Богом. «Бронзовый Александр» за лучшую режиссуру достался венесуэльскому режиссеру Лоренсо Вигасу, снявшему «Коробку» — о подростке, отправившемся на поиски праха своего отца. Греческая актриса Софиа Коккали получила награду за лучшую женскую роль в «Луне, 66 вопросов».
Международная ассоциация кинопрессы ФИПРЕССИ отметила очень эффектную картину «Тихая земля» Аги Вощинской, снятую в копродукции Польши, Италии и Чехии. Красивая и состоятельная супружеская пара, которой невозможно не любоваться и которую прекрасно сыграли польские актеры Агнешка Жулевская и Добромир Дымецкий, приезжает из Польши на отдых в Италию. Взятый в аренду дом прекрасен. Там можно жить в уединении, ни с кем не общаться, но все пойдет не по плану из-за неисправного бассейна. Итальянский хозяин не понимает, что за животрепещущая проблема, когда рядом море. Но привыкшие к порядку во всем супруги отстаивают свои права. А когда придет молодой рабочий, чтобы произвести ремонт, случится непоправимое. Так что не только отдых будет омрачен, но вся последующая жизнь. Картина великолепно снята и затрагивает чувствительные точки современного человека. Вот он живет вполне благополучно, многое может себе позволить, общаться разучился, ниже определенной ступени социальной лестницы не спустится. Шаг в сторону становится для него травматичен. Для окружающих — тоже. Знакомство с супружеской парой из Франции (здесь появится набравший зрелой красоты Жан-Марк Барр) лишь на время взбодрит главных героев. Способность дружить — не их территория.
Составители программы вели отсчет от картины Жана Ренуара «Правила игры», которая вышла в 1939 году, накануне Второй мировой войны. Через ее призму попытались посмотреть на события, определяющие ход нашей жизни, те процессы, которые происходят в обществе и связаны с мироощущением конкретных людей. Десять художников тоже поделились своим видением шедевра Ренуара.
Собранные фестивалем картины действительно позволили посмотреть на мир с точки зрения хода истории, но оставили странное ощущение. Задуманные до пандемии, снимавшиеся и завершавшиеся в период карантина фильмы оказались абсолютно свободны от новой реальности, в которой все мы теперь живем. И выглядят они по этой причине далекими и сказочными историями, но у зрителя есть возможность еще какое-то время остаться в прежнем измерении и свободно перемещаться по миру без границ.
Фестиваль открывали и закрывали французские картины: «Событие» Одри Диван и «Париж, 13-й округ» Жака Одияра. В разных программах присутствовали фильмы, премьеры которых состоялись в «Двухнедельнике режиссеров» и «Неделе критики» Каннского кинофестиваля, но здесь они заиграли по-новому, не затерялись в лавине, как это бывает на мегафестивалях.
В недавно появившейся в Салониках конкурсной программе «Встречаем соседей» было несколько картин, поражающих своеобразием того места, где они создавались. Кажется, что «Перья» Омара Эл Зохари (Франция—Египет—Нидерланды—Греция) снимались в наибеднейшей африканской стране. Невозможно было представить, что нечто подобное возможно в приближенном к Европе Египте. В честь дня рождения маленького сына едва сводящие концы с концами родители устраивают праздник, приглашают гостей и парочку иллюзионистов. Во время вполне банального циркового номера отец семейства исчезает. Его закрывают в ящике, и после нескольких волшебных манипуляций он должен вернуться целым и невредимым, но вместо него обнаружится курица. Казалось бы, абсолютно нереальная история, но она так художественно убедительна, что сопереживаешь несчастной женщине, оставшейся с двумя детьми и лишившейся кормильца. На что только она не решится ради того, чтобы вернуть пропавшего мужа. Возникают образы «Живого трупа», приходят мысли о том, что не задуман ли специально этот трюк, чтобы начать новую и более счастливую жизнь? Но пропажа найдется, и вот тогда в слабой женщине проснется греческая богиня, которой решимости и мощи не занимать.
Еще одна картина из той же программы — «Сказка о королевском крабе» (Италия—Аргентина—Франция) Алессио Риго Де Риджи и Маттео Цопписа — была отмечена наградой жюри. Она тоже своего рода сказка и сделана в духе фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Каждый предмет здесь как символ и знак. Это заранее обреченная на драматический исход история бродяги и сельской принцессы. А краб в горах смотрится как мифологическое существо. Все здесь мифологизировано, что и привлекает, наверное, греческую аудиторию, остающуюся и в своей бытовой жизни на равных с богами — таковы особенности менталитета.
В картине, название которой весьма условно можно перевести как «Работодатель и работники», уругвайского режиссера Маноло Нейто Заса главную роль сыграл аргентинский актер Нуэль Перес Бискаярт. Больше десяти лет он снимается в Европе, стал лауреатом французской премии «Сезар». Одна из самых заметных картин с его участием — «120 ударов в минуту» — участвовала в Каннском кинофестивале. У него типаж взрослого мужчины, напоминающего подростка. У героя Бискаярта есть жена и маленький ребенок, требующий постоянного внимания врачей, что, скорее всего, связано с наркозависимостью родителей. Идет повседневная жизнь, ничего особенного в ней нет. Но вот у друзей погибает маленькая дочка, и мир становится другим. Вчерашние друзья представляют угрозу. Полоса несчастья разделила вчера еще близких людей. Потерявшая дитя мать тянется к чужому ребенку, и кажется, что она представляет опасность. Все эти тонкие состояния очень точно переданы в фильме и составляют его неповторимую ауру.
«Лингуи, священные узы» Махамата-Салех Харуна из Чада — прекрасная возможность увидеть незнакомую страну, в которой побывать мало кому из нас доведется. Режиссер лично представил свой фильм и был удивлен, что скромная история из жизни его соотечественников способна собрать зрителей другого континента. Он уже поучаствовал в фестивалях в Торонто и основном конкурсе Канн. Главная героиня — яркая и свободная (насколько возможно в этой стране) 30-летняя Амина. Она мусульманка, одна растит 15-летнюю дочь. Когда ее родила в таком же юном возрасте, наверное, проблем было еще больше. С новой бедой надо что-то делать. Дочь беременна, а аборты в Чаде запрещены. И начинается хождение по мукам. Усугубляется ситуация тем, что всему виной — немолодой сосед, который оказывает знаки внимания Амине. Пока она сопротивлялась ухаживаниям, он нашел утешение с дочерью. Но все это не сплошная трагедия, а нежная картина с интересными героинями и актрисами, удивительными локациями, какие трудно себе вообразить где-нибудь в Европе.
На фестивале прошли ретроспективы кинорежиссеров Диноса Кацуридиса из Кипра и Бинки Желязковой из Болгарии, скончавшихся в 2011 году. Бинка стала пионеркой женской режиссуры: в 50-х годах прошлого века не так много женщин трудилось в кино. Бинка приезжала на Московский международный кинофестиваль со своими картинами, а судьба ее фильмов не всегда складывалась безоблачно. Один из них — «Привязанный аэростат» — снят в 1967 году по сценарию известного у нас болгарского писателя Йордана Радичкова и пролежал на «полке» до 1990 года. Сейчас его отреставрировали, показывают по миру, открывая заново болгарский кинематограф. Современному человеку сложно понять: что в этом фильме опасного, почему коммунистическая цензура так его испугалась? Над сельской местностью парит огромный баллон. Он пугает местных жителей и в то же время вызывает интерес как всякое непонятное явление. Баллон подобен живому существу, произносит монологи. На него начнется охота, и вся людская глупость окажется как на ладони. После «охоты на ведьм» не останется ни ведьм, ни баллона. Только кошки и собаки, снятые на удивление выразительно и графично, будут контрастировать с носителями «высшего разума».
Россию в Салониках представляли финско-российское «Купе номер 6», «Капитан Волконогов бежал», «Разжимая кулаки», которые теперь желанны по всему миру, и менее известная картина «Обходные пути».