В видео на одну из новых песен под названием «Силовик», кажется, собраны все клише, связанные с новым культом людей в погонах: мускулы, не вызывающие доверия лица, девичьи восторги по поводу грубой силы. Сам клип смахивает на самодеятельное видео начала девяностых, что придает ему слегка пугающий шарм.
«На мою скромную пенсию особенно не разгуляешься, — с иронией отмечает в беседе с «ЗД» Александр Елин, худрук группы и автор текстов для всех «рабфаковских» песен. — Сняли то, что могли себе позволить».
Скромность киноамбиций «Рабфака» не отменяет того, что резюме г-на Елина совсем не скромное. В свое время он выковал «Волю и Разум», «Встань, Страх Преодолей» и другие классические хиты группы «Ария». Но вместе с тем написал песню «Круто Ты Попал На ТВ» для первого сезона «Фабрики Звезд» и снабжал репертуаром группы «Шпильки» и «Поющие Вместе».
В группе «Рабфак», кажется, соединились залихватский социальный рок с плотным звуком и мощным музыкальным драйвом и неформальное ретро-хулиганство в духе группы «Примус», советской легенды, в которой давал жару Юрий Лоза. «Когда мы начинали, то хотели сделать политическое кабаре, театр абсурда. Довести любую агитку из телевизора до такого состояния, чтобы людей от нее рвало», — вспоминает Елин.
Нужно признать, что многое получилось. При этом его автор не считает «Рабфак» какой-то политически озабоченной группой. «Главный герой всех наших песен — это шизофрения. Мы все время поем про шизофрению россиян, которые из телевизора слышат одно, в Интернете читают другое, а видят вокруг третье», — говорит Александр Елин, и все двенадцать треков нового альбома, скорее всего, именно про это. На релизе как будто собраны главные поводы для параноидальных обывательских споров: от «чей Крым» и карантина до жутковатого местного домостроя и конкурса «Евровидение».
Обозвать все это еще советским жанром «утром в газете — вечером в куплете», наверное, не совсем правильно. Как куплетист Александр Елин позволяет себе куда больше, чем могут сейчас написать газеты. Впрочем, даже елинская язвительная ирония собрана осторожно, явно с пониманием того, что репутация известного поэта не является в наши времена гарантией от попадания во враги народа, или в иноагенты, в переводе на современный язык.
«Нас всегда упрекают, что мы не поем о вечном. Актуальная повесточка и не более, случились поправки — и вот они поют «поправки по поводу травки», — рассказывает Александр Елин. — Но перед новым альбомом мы выпустили сборник песен десятилетней давности, и в комментариях под этими песнями обычно пишут «актуально 2021». И если эти песни не устарели, то, значит, мы пишем о вечном. О той самой шизофрении, которая не проходит, а только усугубляется. Так что сиюминутность не делает нас хуже Лепса или «Машины Времени», которые, кстати, тоже вполне себе актуальны».