«МК» уже рассказывал о том, что в фестивале короткометражного кино «Короче» Дарья участвовала со своей короткометражной работой «Полина». Сняла ее как режиссер, пригласив на главную роль свою дочь Василису Суханову. Не побоялась оказаться в одной категории для начинающих с совсем еще молодыми режиссерами. Объяснила «МК», что хорошо себя чувствует в такой среде, поскольку преподает в Институте современного искусства. Работа над фильмом растянулась в силу разных причин на три года.
«Полина» — история о том, как люди, попавшие в объектив мобильного телефона, исчезают, и это обстоятельство кардинально меняет героиню, которая после некоторой растерянности ощутила все прелести такого избавления от неприятных людей. То есть тот, кто тебе не по нраву, растворяется в пространстве, и никто не узнает, почему это произошло, и о том, что ты со своим фотографированием к этому причастна. И вроде бы повелеваешь их судьбами.
Василиса Суханова по своей актерской органике не очень похожа на свою маму. Она совсем другая. Дарья Михайлова начинала актерскую карьеру в одиннадцать лет, а потом совершенно изумительно сыграла в «Валентине» Глеба Панфилова, «Времени отдыха с субботы до понедельника» Игоря Таланкина и многих других картинах. На сцене Театра им. Евгения Вахтангова она была необыкновенно хороша. Посмотреть на нее в спектакле «Кабанчик» по пьесе Виктора Розова дружно ходила театральная Москва. Она и теперь могла бы собирать огромные залы, но предпочла путь одиночки, покинув Вахтанговский театр и «Современник». Видимо, так лучше для внутреннего самочувствия.
В спектакле «Тюремный психолог», который появился еще в прошлом году, но играется нечасто в театре «Человек», Дарья Михайлова царствует одна в небольшом пространстве сцены. Зал способен вместить очень небольшое число зрителей, да и те на треть — «свои», друзья и коллеги, отчего немного грустно. Такова цена творческой свободы.
Спектакль идет всего 75 минут, но для монолога это много и требует от актрисы высшего пилотажа, иначе аудиторию не удержать. Пустое пространство сцены. Ничего лишнего. Стул, на котором сидит героиня. За спиной — экран, где идут кадры видео, дающие дополнительную визуальную опору. Сняли его студенты Мария Баласанян и Анастасия Субботина с курса, который ведет Дарья Михайлова в Институте современного искусства. На экране Илья Бледный и Кадрия Крик, и их появление расширяет замкнутый мир героини. Кадры создают иллюзию хроники, документально подтверждают происходящее. Музыка группы «АукцЫон» задает необходимый градус состояния этой странной женщины.
Дарья Михайлова сама поставила моноспектакль по пьесе Елены Исаевой «Тюремный доктор». И это скорее диалог с собой, не соло. Елена Исаева создала пьесу по методу вербатима, изучив особенности работы тюремного психолога, собрав документальный материал в колониях.
Героиня Михайловой работает с теми, кто преступил закон. Она пытается понять, почему это произошло, что заставило человека совершить преступление. Но она и сама на пределе. На преступление не готова, но разобраться в себе не может. Она привязана к одному мужчине — коллеге, у которого не один только этот служебный роман. Есть и другие. И все шито белыми нитками. А тюремный психолог все это терпит. Почему — вопрос. Любит, не любит — в этом тоже не сразу разберешься. В какой-то мере она — жертва мужского насилия, морального-то уж точно.
Тюремный психолог ведет внутренний диалог сама с собой и в то же время рассказывает нам, своим невидимым зрителям, о собственных переживаниях. Иногда она кажется просто глупой, хотя совсем не глупа. Она пытается понять других, а сама в себе блуждает. Дарья Михайлова очень хороша. Она — сплошная вибрация. У нее такие глаза, которые словно бы мерцают.
Режиссерские уроки продолжаются в Институте современного искусства, где Дарья Михайлова впервые набрала и ведет актерский курс. Дипломный спектакль «Касатка» она поставила сама. Пикантность заключается в том, что приходится высекать искру даже из тех, кто может показаться малопригодным к актерскому делу. Это уже издержки платного образования, хотя творческий конкурс никто не отменял. Но при этом как-то удается совсем уж не посрамить честь. Можно представить, какой ценой. Очень разных возможностей ребята, среди них есть способные и пока еще не пробудившиеся.
«Касатку» Алексея Николаевича Толстого, написанную в 1916 году, Дарья Михайлова поставила как историю любви и страсти. Эту пьесу когда-то ставили по всей стране, а теперь ее словно бы достали из небытия, и она современно прозвучала. Побег из-под венца, смена любовных пар, столица и волжское захолустье. Молодые актеры играют возрастные роли, не прибегая к специальному гриму, так же как молоденькая Таисия Завьялова в роли тетки. Но главная тут Маша, она же Касатка, в исполнении Анастасии Елисеевой. Ее полыхающее красное платье зрители запомнят надолго. Оно тут от кутюр на фоне скромных одежд других героев. Да и эпоха под вопросом. Но на то и Маша, чтобы блистать. Что-то в этом есть от дореволюционного театра с его примами и бенефициантками. Горничную Дуняшу сыграла Алина Жданова — способная характерная актриса. Матрос Панкрат в исполнении Максима Лачина — роль небольшая, но на что способен молодой артист, показать удалось, а это главное. Зал заполняют родственники и друзья актеров, но есть и обычные зрители. Молодая энергия пробивается, и она не повторится потом никогда на профессиональной сцене, живущей уже по своим законам.