Легендарный Жан-Мишель Баския, начинавший как граффити-художник, всегда в цене, спрос на его «наскальную» живопись улиц не падает. На аукционе в Нью-Йорке было выставлено два его произведения, одно из них – монументальное – размером 240 на 421 см. Работа «Чувство вины из золотых зубов» была написана в 1982 году, как раз когда Баския начал сотрудничать с Энди Уорхолом, с которым оставался дружен до конца его дней. На картине изображен дух смерти в цилиндре и фраке с золотыми зубами, образ которого своими корнями уходит в гаитянские верования (на Гаити родился отец художника). Работа была оценена в $40-80 млн и в итоге ушла за 40 миллионов, а значит, оживленного торга за нее, очевидно, не было. Здесь уместно вспомнить, что четыре года назад была продана другая картина Баския 1982 года за $110,5 млн. (при предварительной оценке в $60 млн), и эта работа стала самым дорогим произведением художника. Продажа «Чувства вины из золотых зубов» вполне могла бы перекрыть предыдущий рекорд, но не случилось. Впрочем, еще одна работа Баския «Вспышка в Неаполе» (1983 год) на торгах в Нью-Йорке превысила эстимейт, пусть и незначительно: при оценке в $12-18 млн цена молотка составила $19,8 млн. Так что рейтинг художника на арт-рынке не упал, однако и ажиотажа вокруг продажи его знаковых работ не было.
Не случилось сенсации и вокруг картины Бэнкси «Подсолнухи на заправке» – сатирической живописной работы, написанной по мотивам знаменитого шедевра Ван Гога. Увядшие цветы Бэнкси были оценены в $12-18 млн, а продали их за $14,6 млн. Хотя совсем недавно скандальную работу того же знаменитого на весь мир художника-хулигана «Девочка с шаром», которая в 2018 году вдруг стала самоуничтожаться прямо во время аукциона, снова выставили на торги — и наполовину разрезанная шредером картина ушла с молотка за $25 млн, в 18 раз превысив изначальную оценку. То есть скандал на арт-рынке все еще в цене, однако не каждая выдумка Бэнкси бьет рекорды.
Зато спрос на работы новых героев нашего времени растет. Одним из топ-лотов аукциона стало масштабное полотно «Swamped» («Затопленные», 1990) с фирменным белым каноэ Питера Дойга, отсылающем к известному фильму «Пятница, 13-е». Эстимейт держался в секрете, но было ясно, что от этого лота ждут рекорда — и он случился. Картина ушла с $39,8 млн. Напомним, что до сих пор самым дорогим полотном британского художника была работа «Росдейл» (1991), проданная в 2017 году за $28,8 млн. Рекорд на этот пейзаж 62-летнего нео-экспрессиониста был установлен в тот же год, когда за $110,5 млн была продана уже упомянутая работа Баския. И вот спустя несколько лет мы видим, что «грустные блюзы» Дойга, как называет его живопись известный арт-критик Давид Рифф, растут в цене, а спрос на легендарного мастера 1980-1990-х переживает стагнацию.
Дойг вышел из маргинального движения «молодых британских художников», как и Дэмиен Херст, но со временем оба превратили свое искусство в коммерческий проект, который хорошо идет на арт-рынке. По выражению того же Риффа, Дойг – это «откровенно буржуазное искусство, декларирующее возвращение к старомодной станковой живописи, одомашненный и интерьерный вариант Дэмиена Херста». Но буржуазии нравится этот товар, что доказывают последние пять лет головокружительного успеха художника, и нынешний аукцион стал еще одним подтверждением роста его рейтинга на рынке.
То же можно сказать о цифровом художнике Beeple, который стремительно ворвался в список самых дорогих ныне живущих авторов только в этом году. Весной продажа его работы «Каждый день. Первые 5 тысяч дней» в формате NFT стала поворотным событием для всего аукционного бизнеса. Никогда прежде никто не выкладывал столь внушительную сумму за нематериальное произведение искусства ($69,35 млн.), но 40-летний Майк Винкельманн (таково настоящее имя американца) всех удивил. Сейчас на торги была выставлена первая физическая работа художника, хотя этот арт-объект – тоже цифровой и продавался в комплекте с NFT-вариантом. Инсталляция «Человек» представляет собой светодиодный параллелепипед, на четырех стенках-экранах которого динамично меняются изображения. Перед нами анимированный космонавт в скафандре, который шагает то по цветочному полю, то по голой марсианской пустыне, то среди льдов под сильным дождем. Эстимейт на лот держался, как и в случае с Дойгом, в секрете, и тоже ушел с молотка за внушительную сумму – почти в $30 млн. То есть цифровое искусство в лице Beeple подтверждает свой рейтинг на арт-рынке.
Раньше больше всего ценились проверенные временем вещи и имена, а сегодня рекорды бьют художники новой формации, чьи искусство, так или иначе, связано с цифровым миром (в случае Beeple) и эффективным маркетингом (как у Питера Дойга). Так что нью-йорские торги действительно стали показательными.