- Владимир Абрамович, для меня (и не только для меня) новость о вашем назначении во МХАТ имени Горького - шок. Насколько это предложение неожиданно для вас самого?
- Безусловно, неожиданно. Я благодарен Ольге Борисовне Любимовой, которая за очень короткий срок смогла оценить нашу работу не только в Михайловском театре, но и в Новосибирском. И решение назначить меня во МХАТ было связано с успехами, которые произошли в НОВАТе. Первое - реставрация, проведённая в кратчайшие сроки, и второе - «Пушкинская карта», с которой театр сегодня очень успешно работает. То есть контент, который мы создали за шесть лет, оказался настолько востребованным, что НОВАТ тут обогнал столичные театры и музеи.
- Если министр культуры так высоко оценила вас как кризисного менеджера и предложила большой пост в столичном театре, значит, МХАТ на Тверском бульваре нуждается в смене руководства?
- И не только министр. Это решение поддержано вице-премьером Татьяной Алексеевной Голиковой и аппаратом правительства. Из того, что я читал и слышал о работе действующей команды, могу предположить: это связано, с одной стороны, с непонятным для меня хайпом, не имеющим никакого отношения к театральному процессу, а с другой - с самим зданием, которое нужно привести в идеальное состояние, потому что в 2023 году будет 50-летие со дня его постройки.
- Сейчас вы - худрук Михайловского театра, в этом году в ГИТИСе даже защитили диплом как режиссёр, да ещё с отличием. И вдруг - обратно в хозяйственники, обратно реконструкция. Это же, простите, понижение статуса.
- Все, что неожиданное - это Божье. Для меня это изменения, которые мне очень интересны.
- Чем?
- В моей жизни была одна великая женщина, которая научила меня всему, что связано с оперой и дирижерами. Это Елена Васильевна Образцова. Во многом благодаря ей я оказался в Михайловском театре.
Сейчас в моей жизни появляется вторая великая женщина - и тоже Васильевна, но только Татьяна. Татьяна Васильевна Доронина. Безусловно, я не претендую ни на какое художественное руководство во МХАТе. И честно скажу, что из режиссеров драматического театра общаюсь только с Львом Абрамовичем Додиным, считаю его своим учителем. Мы с ним много времени провели в разговорах о жизни в опере, я сидел у него на репетициях и любил это больше всего. И, когда я пошёл учиться в ГИТИС, задал Льву Абрамовичу самый главный вопрос: что значит профессия режиссер?
Его ответ меня поразил: он сказал, что такой профессии не существует. Невозможно научиться быть режиссёром. Я действительно в драме мало кого знаю. Лично знаю Ксению Раппопорт, Чулпан Хаматову, Женю Миронова, Володю Машкова, Костю Богомолова. В драматический театр хожу очень редко. Знаком был с Олегом Павловичем Табаковым. Из оперы и балета я не ухожу. Но в моей жизни появляется интересный проект, и очень надеюсь, что контракт, который со мной подписан, я смогу красиво отработать. Если учредитель будет мною доволен, возможно, он продлит его.
- Министр культуры, назначая вас на эту должность, очертила круг ваших задач, определила ваши компетенции?
- Компетенции мои связаны с уставом театра, который мне предстоит внимательно изучить. Надеюсь, что эти компетенции очень простые, как у любого гендиректора: все назначения, все деньги и вопросы, связанные с реконструкцией и реставрацией. В общем, туалеты, буфеты и так далее.
- И назначение художественного руководителя тоже будет в вашей компетенции?
- Не знаю пока, как это определено в уставе, но должен сказать: безусловно, я попытаюсь увидеться с Татьяной Васильевной Дорониной, чтобы она, первое, рассказала мне все пожелания, какие у неё есть и, второе, чтобы уговорить её, чтобы она выходила на сцену, если сможет. Ведь Елена Васильевна Образцова пела в Михайловском театре до последнего. И я был, наверное, единственным, кто не знал о ее болезни. Если бы знал, не дал бы петь, а срочно положил в больницу и, думаю, тогда она прожила бы подольше. Но она мне ничего не говорила, потому что для неё не петь было равносильно смерти.
- Но Татьяна Васильевна ведёт себя как королева в изгнании - никаких контактов с внешним миром. Как вы рассчитываете это сделать?
- Мой близкий товарищ обещал мне помочь в контакте с ней и поедет со мной в Барвиху к Татьяне Васильевне. И есть люди в театре, работавшие с ней, и, может, совместными усилиями мы постараемся с ней встретиться и поговорить. Я вообще считаю, что самое важное в театре - это преемственность и традиция. И потеря этого - самое страшное для театра.
- То есть вы разделяете общее мнение, что с народной артисткой СССР Татьяной Дорониной нынешнее руководство МХАТа обошлось несправедливо?
- И это ещё мягко сказано. Не только худрук (Эдуард Бояков. - « МК») - весь театр поступил с ней несправедливо. Худруку могли бы дать по рукам те же люди, что работают в театре. Не заступились за неё.
Не знаю всех деталей, которые были в этом противостоянии, но знаю сто процентов - с любым человеком можно договориться, если у тебя есть уважение к нему. Этому меня научила Образцова. И я уверен, что участие в процессе такого человека, как Татьяна Васильевна Доронина, очень важно. Если его убирают из театра - это конец жизни. Поэтому я уверен, что, если физически она сможет, мы увидим ее на сцене - я вам это обещаю. С ней не считались, и в этом суть конфликта.
- Если речь идёт о реконструкции здания на Тверском - как вы, хотя бы на первый взгляд, оцениваете его состояние? Вы были в этом театре?
- Один раз, когда меня приглашал туда Сергей Геннадьевич Новиков на спектакль «Лавр». Но я часто, когда езжу в Минкульт, проезжаю мимо этого здания и могу сказать о внешнем впечатлении: катастрофически грязные окна, фасады в ужасном состоянии. Про крышу пока ничего не могу сказать.
Когда я туда пришёл, то понял, что большой зал архитектурой похож на главный зал Зальцбургского фестиваля. Здание долго строилось, потом МХАТ разделился, и Брежнев принял решение отдать его Татьяне Васильевне. Это великое здание и когда-то был великий театр. И если Татьяна Васильевна сможет сформулировать свои пожелания, то надо эти пожелания выполнить.
Мне кажется, очень важно понять, какой на сегодняшний день бюджет театра, какая финансовая дисциплина. Когда совместно с Минкультом мы проведём аудит, после этого будем принимать все организационные и кадровые решения. А сейчас спокойно познакомимся со всеми и будем работать исходя из того, что имеем.
- Мы - это Владимир Абрамович или с вами придёт новая команда?
- Безусловно, на начальном этапе я кого-то привезу с собой из Петербурга, чтобы они мне помогли быстро войти в курс дела. Но просто пока не понимаю, как будут себя вести люди: там есть коллектив старый и пришедшие уже с новым руководством. Все люди в театре эмоциональные и по-разному могут воспринимать мой приход.
- Сегодня во МХАТе им. Горького художественный руководитель Эдуард Бояков. Вы станете при нем директором или он при вас?
- Насколько мне известно, в соответствии с уставом МХАТ - директорский театр. И, как мне всегда казалось, Бояков - продюсер, который сейчас зачем-то ставит спектакли. Мне нужно с ним встретиться, поговорить и после этого понять, насколько ментально мы сможем взаимодействовать. И только тогда будет решение. Я посмотрел очень много его интервью - он говорит удивительные вещи.
- Например?
- Что МХАТ - номер один в Москве. Честно скажу, то ли я не понимаю ничего, то ли он не понимает ничего. Но нельзя этот МХАТ назвать первым театром Москвы. Мне кажется, что номер один сейчас по эффективности, по значимости - это театр Вахтангова или театр Наций. И Вахтанговский - единственный в стране, кто зарабатывает в два, если не в три раза больше, чем получает субсидий из бюджета.
- Когда вы приступите к выполнению своих обязанностей, с чего начнёте?
- Приступаю с завтрашнего дня, завтра буду в театре. Сразу иду смотреть, какое штатное расписание. И, конечно, осмотр театра. Главное - туалет и буфет, и актерская столовая. По этим точкам сразу видно, эффективный театр или нет. Если людей хорошо кормят, это значит, что руководитель думает о них. Если в туалетах чисто и хорошо, значит к зрителю есть уважение. Сразу понятен уровень менеджмента.
- Планируете переехать в Москву?
- Безусловно.
- В связи с новым местом работы - что будет с вашими - в Михайловском и в Новосибирске? Откуда уйдёте и где останетесь? Или, может быть, потянете все три?
- Из Новосибирска я ухожу. 29 октября я лечу туда на премьеру и попрощаюсь с коллективом. Встречусь с губернатором и полпредом. Там сейчас прекрасный директор – Ара Арамович Карапетян, великолепный музыкальный руководитель - Дмитрий Юровский, надеюсь, он станет художественным руководителем НОВАТа. А в Михайловском я остаюсь художественным руководителем на полставки, как и сейчас.
- Ну а во МХАТе конкретные планы есть?
- Через два месяца сделаем большое событие: презентацию планов Московского Художественного академического театра имени Горького.
Читайте материал «Назначение Хабенского худруком МХТ вызвало вопросы»