Имя Манизер в первую очередь знакомо нам по знаменитым любимым москвичами и гостями столицы скульптурам на станции метро «Площадь Революции» - солдаты и матросы, студент с книжкой, комсомолка, пограничник. И кто из нас не натирал острый нос собаке пограничника, загадывая желание? Однако многие будут удивлены, узнав, что автор этих скульптур - Матвей Манизер - находится в середине талантливой династии выходцев из Германии.
Выступая на презентации, посол Германии в России Геза Андреас фон Гайр подчеркнул, что издание такой книги в год культуры Германии в России стало ещё и уникальным дополнением летописи российских немцев. «Истории наших стран тесно переплетены. Были в ней и взлёты, и трагические события, - говорит господин посол. - И люди, немцы по крови, волею судеб оказавшиеся в России, всегда играли роль объединяющего моста между Россией и Германией. Что касается семьи Манизер, то речь идет не только о творчестве сильных, уверенных в себе мужей, но прежде всего и о сильных, уверенных в себе женщинах».
Поясним: это две художницы с красивым именем Стелла и Елена Янсон-Манизер, и, конечно, автор роскошного издания - дизайнер, художник по костюму Нина Пуляхина-Манизер.
Представленный альбом посвящен почти двухвековой истории одной семьи, но в этом коллективном портрете можно подробно рассмотреть каждого, оценить его вклад в русскую культуру. Вот родоначальник династии – Генрих Манизер, родившийся в 1847 году в Пруссии, вырос и получил воспитание в России. Блестяще окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Императорскую Академию художеств в Петербурге. Ещё будучи студентом, участвовал в росписи храма Христа Спасителя. Автор картин на исторические, батальные, библейские и жанровые темы, уникальный мастер портрета. Прижизненный портрет Николая II кисти Генриха Манизера – один из лучших. Супруга Генриха красавица Стелла фон Витт-Манизер – художник-аквалерист, автор эскизов для шедевров Фаберже. А их сын Матвей всесторонне одарён: сначала он окончит математический и астрономический факультеты Петербургского университета, в 1916-ом - Императорскую Академию художеств с золотой медалью, а через три года поступит в Петербургскую консерваторию.
Основное же его призвание, скульптура, дало знать о себе очень рано. Об этом повествует забавное семейное предание: Матвей в возрасте четырёх лет так тщательно пытался рассмотреть зверюшек на пьедестале памятника Крылову в Летнем саду, что застрял головой в бронзовой решетке.
Династию продолжили сыновья Матвея – Отто и Гуго, скульптор и художник. Гуго Манизеру, своему супругу, и посвятила альбом его автор - Нина Пуляхина-Манизер.
Издатель и первый заместитель председателя Международного союза немецкой культуры Ольга Мартенс не без основания полагает, что среди российских немцев Манизер – самая большая творческая династия. «Фотоматериалы для издания этой книги предоставили музеи Челябинска, Ханты-Мансийска, Омска, Санкт-Петербурга, Москвы… И всё это – работы художников и скульпторов - представителей семьи Манизер».
Готовясь к презентации монографии, Третьяковка из запасников выставила работы Матвея и Елены Янсон-Манизер. Жаль, что в экспозиции их всего восемь. Современным скульпторам многому стоит у них поучиться: их интереснейшим пластическим решениям в работах, посвящённых спорту или искусству балета: у Елены Янсон-Манизер танцовщики взлетают и парят в движении - Галина Уланова, Майя Плисецкая, Махмуд Эсамбаев. Только одна знаменитая Уланова запечатлена Еленой Александровной более чем в 30 работах, что уж говорить об остальных. Галина Уланова провела много часов в мастерской Манизеров, позируя для скульптур. «Какое счастье, что я позировала Елене Александровне, и существуют две её работы, посвященные мне. Кроме них, не осталось ничего…», - написала другая звезда русского балета - Елена Рябинкина.