Командир корабля Олег Новицкий провел на борту МКС 191 сутки. Только теперь он признался, что изначально у него было предвзятое отношение к кинематографистам. Но оказалось, что больших проблем они в бытовом плане на станции не создавали, а это самое главное. Теперь Новицкий говорит, что ему повезло, поскольку именно на его экипаж выпала такая необычная миссия.
Не забыть то мгновение, когда из капсулы извлекли сразу после прибытия Клима Шипенко. На нем лица не было, но он быстро справился с ситуацией. Только потом он скажет: «После посадки я чувствовал себя как в дыму. Меня заносило, шатало». Юлия Пересильд, появившаяся перед камерами последней, оказалась в тот непростой для себя момент настоящей актрисой. Если и было ей совсем плохо, то она сыграла свою роль блестяще, словно никакого дискомфорта не испытывала. И даже умудрилась сделать макияж.
Первая послеполетная конференция прошла в Центре подготовки космонавтов им. Ю.Гагарина, где экипаж проходит реабилитацию. Юлия Пересильд 12 суток провела одна в мужском коллективе. В ответ на слова восхищения ее смелостью ответила: «Я себя бесстрашной не считаю. Нам повезло с экипажем и нашими командирами. Туда мы летели с Антоном Шкаплеровым, а спускались с Олегом Новицким. Его уверенный голос не оставлял ни мгновения для волнений. Еще до того, как открылся парашют, как мы начали гореть, он заранее предупреждал, что будет. Поэтому мы были готовы». О своем физическом состоянии Юля сказала так: «Самочувствие терпимое». Конечно, это преодоление, когда заново учишься ходить, когда еще только предстоит окончательно вернуться к привычной жизни. Но выглядела она прекрасно. «Это такое сильное впечатление, вспышка и внутри, и снаружи. Смотришь в иллюминатор и думаешь, что невозможно поверить в происходящее. Мне было грустно улетать. Такое количество открытий в одну секунду! У нас было очень мало времени. Когда мы с Климом поняли, что завтра предстоит возвращаться, пришло ощущение, что мы не успели на все насмотреться. С одной стороны, это длилось целую вечность, а с другой — ты прилетел, и все, пора обратно. Самое большое открытие для меня — это люди. Нам было непросто, и ребятам с нами было непросто».
Юле пришлось приклеивать липучкой даже губную помаду и тушь, чтобы не улетели. «Думаю, что теперь и дома так сделаю. Они так быстро улетают, и потом их где-то приходится искать. До сих пор все пытаюсь держать в руках. Ощущение такое, что все улетит», — рассказала актриса. В космосе она прекрасно засыпала, хватало четырех часов для полноценного сна. «Когда мы прибыли на МКС, я воспользовалась советом врача: «Если прилетели и почувствовали, что чего-то хочется, например спать, надо все отставить и лечь спать». Я почувствовала, что меня вырубает, и ушла в каюту. Зато на следующее утро чувствовала себя хорошо. Может, в обычной жизни я, как человек сильный, заставила бы себя побороть сон».
Кинематографисты побывали в гостях у иностранных космонавтов, а потом принимали их с ответным визитом. «Нас приняли нежно и тепло, — вспоминает Юлия. — Есть такая традиция: космонавты раз в неделю летают друг к другу на ужин. Нас тоже пригласили. В гости идут со всем своим, и мы укладывали в мешок консервы и везли их туда. Это выглядит так: по кругу летит банка, и каждый пробует из нее. У иностранных космонавтов очень вкусные десерты. Это была большая космическая семья».
Когда у Олега Новицкого был день рождения, его иностранные коллеги украсили МКС шарами, написали поздравление. Клим Шипенко показал им свой фильм «Салют-7» с английскими субтитрами, премьера которого на Земле состоялась в 2017 году. В этой картине космос был для него как предчувствие. Теперь вообще много шуток на эту тему. Отец дочек Юли, Алексей Учитель, тоже ведь снял в 2005 году картину «Космос как предчувствие». Мог ли он предполагать, что произойдет в его жизни и в жизни его детей?!
Всем участникам полета хотелось земной еды. Юля мечтала выпить чаю или кофе не из пакетика, а так, как мы это делаем на Земле. Клим Шипенко мечтал о своих любимых блюдах: «Там есть все: картошка, даже греческий салат; но с земной свежестью их не сравнить. Земная еда свежее и ароматнее, чем консервы, поэтому Олег после капсулы сразу попросил земных продуктов». Первое, что он заказал, — березовый сок. А теперь жена накормит его белорусским салом.
С новыми ощущениями тоже еще предстоит разобраться. «Надо отдышаться, войти в эту жизнь и понять, как она изменилась, — говорит Клим Шипенко. — У нас была хорошая камера, и мы снимали виды Земли. Когда там оказываешься, то понимаешь, что совершенно нормально, когда кто-то висит, а кто-то находится где-то еще. Такого на Земле не придумаешь. Для меня стало кинематографическим открытием то, что сцены можно решать в трех-четырех плоскостях. Нет точки на земле, куда бы не ступала нога кинематографиста, а теперь космос готов принять экспериментаторов. Он подсказывает решения».
Теоретически Юля и Клим готовы полететь на Луну, если им такая возможность представится.