Этим летом значительная часть столичной интеллигенции пряталась от надоевшей всем «короны» на дачах. Но осень пришла, COVID-19 не отступил, в театрах начались сезоны — и все-таки нашелся момент, чтобы пора-пора-порадоваться за Юрия Ряшенцева на сцене Театра «У Никитских ворот». 15 сентября сюда съехались друзья именинника, тем более что ближайший друг поэта возглавляет этот театр.
Марк Розовский, композитор Максим Дунаевский (это его музыку мы слышим в «Мушкетерах» и десятках советских мюзиклов), бард Юлий Ким, композитор и автор-исполнитель Сергей Никитин, блестящие актеры Вадим Жук и Александр Филиппенко — такую компанию в одном месте мог собрать только выдающийся человек.
Главными смысловыми линиями концерта стали песенные номера и фрагменты спектаклей, созданные при участии Юрия Ряшенцева. Они чередовались с актерским исполнением его стихотворений. А главные герои вечера — Розовский и Ряшенцев — устроили своеобразный «поэтический баттл». Сначала Марк Григорьевич прочел для зрителей «Прощание с империей». Ряшенцев будто остался недоволен и, выйдя в завершение к микрофону, показал всем, как должны звучать его поэтические тексты. «Что — пергамент? На шкуре на собственной письмена не бледнее, поди…» — произнес он эффектно, прорезая интонацией каждое слово. Розовский хотел было переиграть своего давнего товарища в искусстве мелодекламации и заново прочесть другое его стихотворение. Но вечер подходил к логическому финалу, и оба участника незапланированного версуса (84-летний и 90-летний), кажется, устали.
Несмотря на светлый костюм и спортивную выправку, чувствовалось, что юбиляру все происходящее физически дается тяжело. Даже на сцене он искал точку опоры, хотя был всеми любим и всему рад. А оглушительные здравицы — простыми словами и на мотив мушкетерских кинохитов — все раздавались и раздавались.
И в этот момент невозможно было избавиться от мысли, что Марк Розовский не зря отказывается называть Ряшенцева старым человеком или пожилым. Эти великие люди, вместе создавшие постановки «Три мушкетера», «Бедная Лиза», «История лошади», «О, милый друг», не просто сделали что-то для театра или кино, но наполнили собой эпоху. В своем почтенном возврате они активнее и ценнее для страны, чем многие значительно более молодые «деятели культуры».
Кстати, у Ряшенцева не так давно вышло пятитомное собрание сочинений, что в постсоветской России — совершенно невероятно. В 2021 году по отечественным толстым литературным журналам прокатилась мощная волна его публикаций: в апреле «Знамя», в июне — «Дружба народов», в августе — «Новый мир». Эти подборки — вне зависимости от круглых и некруглых дат — сохранятся на века в архивах и библиотеках. Их будут читать наши правнуки и по строчкам из них судить о времени, в котором мы живем.