В Большом озаботились проблемами трансгендеров
В пандемийный сезоне в Большом состоялось 6 мировых премьер балетов (!), шести (в основном зарубежных) хореографов. Несмотря на трудные времена курс Большого остался прежним. С худруком балета Махаром Вазиевым гендиректор Большого Владимир Урин подписал контракт на новые 5 лет…
Открыл же Большой свой 245-й сезон незапланированной мировой премьерой, которая стала первой в мире премьерой эпохи коронавируса. На Новой сцене публике представили сразу четыре одноактовки: «Девятый вал» хореографа Брайана Ариеса, «Всего лишь» Симоне Валастро, «Угасание» Димо Милева и «Тишина» Мартина Шекса. Идея вечера из четырех одноактных балетов, объединенных общим названием «Четыре персонажа в поисках сюжета» родилась у Махара Вазиева в дни самого беспросветного локдауна и жесткого карантина. Мысль о том, что без репетиций уникальная жемчужина мировой культуры - балет Большого театра может загнуться, не покидала его в мрачные дни, и он начал действовать…Результат эксперимента: «Четыре персонажа в поисках сюжета» не только прочно вошли в репертуар театра и успешно прокатывались на протяжении сезона, но в сентябре дадут старт следующему, а некоторые из хореографов, принимавших участие в вечере получили приглашение поставить в Большом новые балеты…
Следующая премьера Большого в ковидном сезоне, балет уже полноформатный и сюжетный. Известный немецкий балетмейстер, директор балета Цюриха Кристиан Шпук далеко не первый, кто обратился в своем творчестве к знаменитому роману Вирджинии Вулф «Орландо». Действие в балете, как и в романе, начинается в шекспировские времена, в самом конце XVI века, а заканчивается уже в веке двадцатом, продолжаясь более 350 лет. Через время, сохраняя вечную молодость и привлекательность, проходит здесь один и тот же человек, оказавшийся трансгендером: как в древнеиндийском метемпсихозе, рождается он привлекательным андрогинным юношей, но в конце первого действия засыпает, просыпаясь уже женщиной.
Художественный стиль Шпука хорошо известен в России, и большинству его произведений присуще мрачное черно-белое оформление. Ничем от его предыдущих балетов не отличался и «Орландо». При этом слову Вирджинии Вульф отдано в балете не меньше времени, чем собственно движению: огромные куски из романа с титрами на английском читаются в спектакле «за кадром». И если бы не эти литературные подпорки, понять происходящее на сцене было бы решительно невозможно.
Последней балетной премьерой сезона Большого стал спектакль «Чайка», поставленный по пьесе Чехова. Изначальный интерес к балету на тему русской классики подогревался тем, что авторами его стала почти та же команда, что создала на сцене Большого два очень популярных балета: «Герой нашего времени» и «Нуреев» - композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, который поставил спектакль по своему обыкновению вместе с режиссером. Но на сей раз не с Серебрянниковым, а Молочниковым. Постановка вышла яркой, но противоречивой.
Самым же успешным из проектов, показанных на сцене Большого в прошедшем сезоне, оказался проект собственно Большому и не принадлежащий (сделан продюсерской компанией MuzArts), но сформированный под «приглядом» Махара Вазиева, который, по его же словам, собирается включить этот вечер современной хореографии в следующем сезоне в репертуарную афишу театра. Программа носит название Postscript, и в неё вошли работы самых востребованных на сегодня в мире хореографов в исполнении звезд Большого.
Три балета из четырех, показанные в этот вечер, были российскими премьерами, а главной приманкой спектакля стал балет, премьера которого прошла в Лондоне, «Макгрегор+Мюглер», для которого знаменитый британский хореограф Уэйн Макгрегор сочинил хореографию, а легендарный кутюрье Манфред Тьерри Мюглер создал экстравагантные костюмы. Проект создавался специально для примы Большого Ольги Смирновой. Однако, наиболее успешными из балетов показанных в этот вечер стал вовсе не «Макгрегор+Мюглер», как можно было ожидать, а работы совсем других хореографов: уже хорошо известный нашей публике «Фавн» марокканца Сиди Ларби Шеркауи, 15-минутный балет Алексея Ратманского на музыку Чайковского «Воспоминание о другом месте», и собственно Postscript, одноактный балет знаменитых хореографов из Нидерландов Пола Лайфута и Соль Леон, который и дал название всему вечеру.
Первоклассные артисты Большого – залог его успеха
Помимо неувядаемой звезды Большого Светланы Захаровой именно Ольга Смирнова и Екатерина Крысанова, а также премьер театра Артемий Беляков и стали «главными героями» прошедшего сезона. Екатерина Крыснова за классическую партию Жизели в одноименном балете в прошедшем сезоне получила балетный Оскар – приз Benois de la danse, Ольга Смирнова выдвигалась за эту партию на «Золотую маску», а её партнер по этому балету Артемий Беляков за партию графа Альберта стал лауреатом этой престижной театральной премии.
Тем не менее, как и прежде, курс худрука балетной труппы Большого Махара Вазиева направлен на омоложение сольного состава. И успех, которого добился худрук иллюстрируют, не только выступления в течении сезона уникального итальянского танцовщика Якопо Тисси или Алены Ковалевой, прекрасно дебютировавшей с ним в «Дочери фараона» (в партии Аспиччии) и «Легенде о любви» (Мехмене Бану), но и, например, приз «Душа танца». В этом году в номинации «Восходящая звезда» его удостоился танцовщик с филигранной и отточенной техникой Денис Захаров. Он виртуозно станцевал в начале прошедшего сезона партию принца Дезире в балете «Спящая красавица». После чего был переведен на другую иерархическую ступень в «табели о рангах» Большого театра, став первым солистом.
Помимо успешных выступлений этих артистов, самыми интригующими и удачными «вводами» в прошедшем сезоне стали выступления Дмитрия Смилевски и Ивана Поддубняка, впечатляюще исполнившими парию Джеймса в балете «Сильфида», и русско-японского танцовщика Марка Чино, отлично показавшегося в партии принца в балете «Щелкунчик». Вводился в балет «Щелкунчик» в партию принца в этом сезоне и Алексей Путинцев, отменно с ней справился, так же как и с другими партиями доверенными ему Вазиевым (например с партией Базиля в «Дон Кихоте), Но главным результатом сезона для него стала все же партия Кости Треплева в премьере «Чайки» - вышедший в третьем составе танцовщик стал лучшим интерпретатором этой роли, тем самым закрепив невероятный успех, которого он добился, исполняя партию Бима в балете Бежара «Парижское веселье».
Как всегда, интенсивно работал в сезоне и такой уникальный артист, как Михаил Крючков. Безусловно заслуживает быть отмеченной его новая роль - Незнакомца в балете Григоровича «Легенда о любви». За небольшой, но значимой партией, которую предъявил в конце сезона этот разноплановый артист, видна вдумчивая, напряженная и кропотливая работа, которую он проделал со своим педагогом Виктором Барыкиным. «Отсвечивая» мистической глубиной и инфернальностью, артист сумел показать новую сторону образа этого таинственного персонажа.
Походка инопланетных андрогинов – сенсация сезона
А в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко произошли большие перемены. Здесь назначили нового гендиректора, которого «перебросили» в Москву из Пермского театра оперы и балета. Теперь театр возглавляет Андрей Борисов, а с художественным руководителем балета «Стасика» этуалью Парижской Оперы Лораном Илером по слухам подписали новый 5-летний контракт, хотя официально театр об этом ещё не объявлял. Так что труппа идет прежним курсом, а первая премьерная программа 102 сезона «Стасика» должна была помимо одноактного балета «Вариации» Владимира Бурмейстера включать в себя и новый балет испанского хореографа Гойо Мантеро AUREA («Золотое сечение»). Однако из-за болезни балетмейстера премьера отменилась (руководство театра о судьбе этого балета ничего не сообщало), так что вместе с «Вариациями» в другой части вечера труппа показала программу под названием «Дуэты», где танцевались фрагменты из сочинений хореографов ХХ–ХХI веков.
Вообще в своей репертуарной политике наряду с возвращением в афишу театра наследия основоположника Музтеатра Владимира Бурмейстера (что конечно очень важно!) в ушедшем сезоне Лоран Илер и дальше продолжал знакомить московскую публику с достижениями самой передовой мировой хореографии и включил во вторую и последнюю в сезоне балетную премьеру, одноактные балеты зарубежных хореографов, которые своих балетов в России прежде не ставили.
Если в премьере Большого «Орландо» хореограф Кристиан Шпук так и не смог хореографически передать двуполость своего персонажа, то хореограф показанного в «Стасике» балета «Autodance» Шарон Эяль с легкостью изобразила походку неземного андрогина. То, что мы увидели на спектакле «Autodance», поражало воображение и произвело сенсацию.
Имя автора другой премьерной новинки, показанной в тот же вечер, знаковое в балетном мире. Акрам Хан - гуру современного танца и самый модный на сегодня западный балетмейстер, заполучить его для «Стасика» большая удача. Балет KAASH – первый полноценный балет, с которого началась слава этого хореографа, и теперь он идёт и в Москве. В переводе с хинди KAASH означает «если только» и основной элемент в его хореографии – классический индийский катхак показанный в современном преломлении и пропущенный через изыски модерновой хореографии.
В балетах Хана и Эяль танцовщики «Стасика» показались с необычной для них стороны, тоже наглядно продемонстрировав политику худрука труппы Лорана Илера, сделавшего за прошедшие несколько лет театр самой передовой и по-европейски продвинутой балетной компанией страны. В существа с неразличимым полом в балете Эяль преобразились даже такие мужественные танцовщики, как Иннокентий Юлдашев и Евгений Жуков. А чего стоило одно только появление на сцене такой уникальной примы, как Оксана Кардаш – первой вышедшей на этот инопланетный подиум!
Кстати, получить у Лорана Илера продвижение по служебной лестнице или новую роль не так то легко, но Евгений Жуков и Иннокентий Юлдашев в начале следующего сезона по слухам должны станцевать партию Ромео в ближайшей премьере - балете «Ромео и Джульетта», хореографию к которому сочиняет молодой танцовщик труппы Максим Севагин, а постановщиком станет Константин Богомолов, по вернувшейся моде на драмбалет призванный воплотить спектакль на музыку Прокофьева. И это будет единственная полноценная премьера в театре в следующем году.
Особо успешным этот сезон стал и для звезды Музыкального театра Оксаны Кардаш: она «обыграла» в этом году приму Большого театра Ольгу Смирнова и стала победительницей «Золотой маски», как лучшая балерина, за партию Китри в балете «Дон Кихот» (редакция Нуреева). Отличился в ушедшем сезоне и премьер труппы Иван Михалёв: хотя на «маску» за роль Базиля в нуреевском «Дон Кихоте» исполнителя этой изуверски сложной и «накрученной» партии по недоразумению не выдвинули, артиста «признали» «Звездой танца», вручив ему в этой номинации единственный в нашей стране профессиональный приз в области балета «Душа танца». Отметим работу в этом сезоне и ещё одного танцовщика Музтеатра - Бориса Журилова. Перед новым годом он получил повышение и стал первым солистом, удачно станцевав принца в балете «Щелкунчик». Особенно эффектен, красив и сосредоточен этот танцовщик был в Большом адажио, показав здесь истинный шик исполнения.
Михайловский - в лидерах
Премьер и событий в этом сезоне в столице было как никогда много. Так, к балету «Карнавал» на музыку К. Сен-Санса и Р. Шумана обратился худрук балета Детского театра им. Сац Кирилл Симонов; танцевальный интерактивный спектакль «Сеанс одновременной игры» для фестиваля «Территория», а также детский балет «Волшебник Страны Оз» – выпустила современная труппа театра «Балет Москва».
В Москву на 2-дневные гастроли с современным балетным репертуаром пожаловал даже знаменитый Мариинский театр под предводительством самого маэстро Валерия Гергиева, чего не было уже очень давно. А собственно закрывшие балетный сезон, прошедшие на Исторической сцене Большого театра гастроли известного на весь мир Санкт- Петербургского театра балета Бориса Эйфмана, приуроченные к его 75-летию и представившие его новую премьеру «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», можно описать двумя словами - триумф Мастера.
Если говорить о событиях прошедших в Санкт-Петербурге, то несомненным событием прошедшего сезона стала здесь премьера балета «Коппелия», показанная в Михайловском театре. Известный балетмейстер, наследник знаменитой балетной династии Михаил Мессерер репетировал этот классический балет в условиях пандемии дистанционно из Лондона и, тем не менее, выпустил очень качественный спектакль. Такие вещи происходят, конечно, только тогда, когда режиссер прекрасно знаком с труппой, знает её особенности и стиль. Михаил Мессерер много лет был художественным руководителем, а ныне является главным приглашенным балетмейстером балетной труппы Михайловского театра и знает её досконально.
Как показали все три состава (особенно хороша в партии Сванильды была Анжелина Воронцова, а в партии Франца одинаково блестяще выступили и Виктор Лебедев танцевавший премьеру, и Иван Зайцев, вышедший во втором составе) выпущенная в суперсложных условиях премьера старинного балета, исполненная еще недавно находившимися на самоизоляции балетными артистами, мобилизовала труппу, раскрыла её лучшие стороны, предъявила отличный, хорошо вымуштрованный кордебалет, лишний раз подтвердив высокую профессиональную репутацию этого коллектива.