О вопиющей несправедливости и фактическом издевательстве над памятью Юматова «МК» рассказал его близкий друг и единомышленник, кинодраматург Виктор Мережко. Чтобы не быть голословным, наш собеседник предоставил копии всех документов.
В выписке из протокола заседания Комиссии по увековечиванию выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры, датированной ноябрем 2020-го, говорится о решении поддержать ходатайство об установке доски, принятое — цитируем — «учитывая большой вклад Г.А.Юматова в отечественное киноискусство».
А первое «добро» было получено еще в марте! А вот в документе художественно-экспертного совета при Департаменте культурного наследия города Москвы от 25 февраля года нынешнего неожиданно идет речь о необходимости «доработать общее композиционное решение» за счет «выноса головы и груди» и о других тонкостях изображения фигуры Юматова, в общем-то, второстепенных.
И это когда средства на изготовление доски уже давно собраны (а это немалая сумма) и она уже полностью готова.
«Я патриот. В отличие от этих комиссий, которым наплевать на память ветерана. Это издевательство. А ведь Юматов награжден медалью Потемкина, редчайшей морской наградой. Он пошел воевать в 16 лет, юнгой на флот, — не скрывает возмущения Виктор Иванович. — Когда президент и все наши руководители говорят об уважении к памяти фронтовиков, это кажется как минимум странным в свете того, что происходит».
Виктор Мережко не понимает, почему все усилия ныне покойного Василия Семеновича Ланового, его фонда, домоуправления, активистов и всех неравнодушных граждан фактически пошли насмарку: «Мы хотели доску установить к юбилею Победы в 2020-м, но коррективы внесла пандемия. И мы дату сдвинули на октябрь, к годовщине смерти Юматова. И снова не состоялось. Потом решили, что в марте, ко дню рождения. В мае, к 50-летию «Офицеров»... Эта свистопляска продолжается почти два года!».
«Для Ланового это был вопрос чести. Они с Георгием Александровичем очень дружили после легендарной киноленты», — с горечью поведал Виктор Иванович.
Получается, что любые начинания могут разбиться о стену, возведенную между государством и человеком. Это вдвойне печально, если вспомнить, насколько масштабна фигура Юматова в нашей с вами действительности. Он был символом эпохи и в кинематографическом измерении — главным офицером Великой Отечественной. И для него можно было сделать любое исключение в своде чиновничьих правил и требований к оформлению мемориальных объектов.