Третьяковская галерея: неизвестный Пименов и демонический Врубель
Третьяковка, как никогда, на высоте. Несмотря на все сложности, в прошлом сезоне чуть ли не каждая выставка на твердую пятерку. Так, судя по всему, будет и в этом. Музей готовит много проектов, но, пожалуй, ключевых два. Это большая выставка Юрия Пименова, которая откроет арт-сезон в сентябре. Будет представлено более 170 произведений: картины, графика, афиши и мультимедийная инсталляция с изображением гигантского панно, которое некогда произвело фурор в Нью-Йорке, конечно же, его самая известная работа – «Новая Москва».
Настоящим открытием проекта станут работы, уничтоженные автором. В 1931-м художник кризис и решил уйти от авангардного стиля, вернуться более академической живописи с нотками импрессионизма. Теперь уничтоженные произведения воспроизведут на металле по фотографиям 1920-х годов.
Другой важный проект ГТГ откроется 2 ноября – ретроспектива самого демонического художника начала ХХ века Михаила Врубеля, приуроченная к его 165-летию. Последний раз подобная большая выставка мастера была в 1956 году. Теперь Третьяковка соберет более 300 работ из 14 российских и иностранных музеев. Причем более ста приедут из Русского музея, где хранится большое собрание работ автора. Помимо картин, в залах разместятся театральные костюмы и декорации по эскизам Врубеля, его скульптуры, декоративные панно и керамика.
Судьба художника, который в итоге ослеп и сошел с ума, овеяна мифами и легендами, как и его произведения. И первая в современной истории выставка большого мастера раскроет разные грани его жизни и творчества.
Пушкинский музей: правдивая ложь
ГМИИ с головой погружен в текущую реконструкцию, к тому же этому музею, как и многим другим, пришлось перенести некоторые проекты из-за пандемии. На 2022 двинулась знаковая выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», в экспозиции которой шедевры Эрмитажа и ГМИИ – Ренуар, Пикассо, Гоген, Моне и др. Однако Пушкинскому будет, чем порадовать зрителя.
27 сентября здесь откроется ретроспектива известной австрийской художницы Ксении Хауснер (р. 1951) под названием «Правдивая ложь». Направление, в котором работает живописец, можно условно назвать «сценографическим реализмом». Ее живопись запечатлевает не конкретных людей, а универсальные человеческие типы. Создаваемые художницей образы по-своему достоверны и искренни, при этом не исключает театральности сюжета. В этом противоречии и заключения авторская философия «правдивой лжи».
Мультимедиа Арт Музей: посвящение Олегу Целкову
Программа Мультимедиа Арт Музея, как всегда, будет богата премьерами: директор арт-пространства Ольга Свиблова любит часто менять выставки, чтобы зритель не заскучал. 14 сентября в МАММ полностью обновится экспозиция на всех этажах, среди новых проектов стоит остановиться на одном – особенном. Он посвящен памяти Олега Целкова – классика российского и мирового современного искусства, одного из лидеров нонконформизма, без которого немыслима история этого художественного явления. «Целков – самый выдающийся русский художник всего послевоенного периода», – сказал поэт Иосиф Бродский. Этим летом художник скончался в Париже после того, как потерял зрение и не мог больше писать. Лишившись возможности творить, он скоро угас…
Дань памяти мастеру отдаст не только Мультимедиа Арт Музей. Другая, намного более масштабная выставка художника откроется в Музее современного искусства в марте. Этот проект Целков задумал несколько лет назад, но из-за пандемии его дважды переносили. Теперь же выставка станет посмертной.
Еврейский музей и центр толерантности: «закулисье» вселенной Норштейна
На эту осень (а именно – 20 октября) музей готовил большую премьеру выставки «Воображариум Иосифа Бродского», которая анализирует его поэзию через мировое искусство, а он часто использовал образы с картин любимых художников в своем творчестве. Однако проект пришлось перенести на потом. Вместо Бродского в главной роли – юбиляр, режиссер-аниматор Юрий Норштейн. К его 80-летию в музее откроется совместный проект с художником Франческой Ярбусовой.
Выставка станет одновременно проводником и лабиринтом по биографии и творчеству двух авторов. Основными экспонатами выставки выступят материалы студии Норштейна и масштабные мизансцены-инсталляции, созданные специально для этого проекта. Другая часть выставка погрузит зрителя в рабочий процесс художника-аниматора. В таинственном закулисье посетители смогут исследовать материалы к главным фильмам художников – от эскизов и раскадровок до фаз персонажа. А еще увидят, как идет многолетняя работа над фильмом «Шинель».
Эрмитаж: Альбрехт Дюрер и его «Апокалипсис»
Мы уже видели Дюрера в Историческом музее, а теперь есть хороший шанс сравнить взгляд Эрмитажа на ту же легендарную фигуру. Выставка одного из крупнейших мастеров эпохи Возрождения приурочена к его 550-летию и откроется 8 декабря. В экспозицию войдет 285 экспонатов, среди которых все значительные гравюры Альбрехта Дюрера – серии «Апокалипсис», «Страсти Христовы», «Жизнь Марии». К тому же на выставке представят памятники монументальной гравюры, выполненные для императора Максимилиана, – «Триумфальная Арка» и «Триумфальное шествие», а еще эскизы церковных витражей и к живописному алтарю, наброски и портреты. Помимо авторских работ, Эрмитаж покажет заимствования, переосмысления, копии и даже подделки Дюрера, которые создавались в течение многих веков. И этот аспект немаловажен, ведь именно этот мастер впервые поднял вопрос авторского права и добился судебного разбирательства.
ГЭС-2: куча искусства, березки и позолоченный ствол
Одно из самых ожидаемых событий осени — открытие нового музея современного искусства «ГЭС-2», который расположится в здании бывшей электростанции, построенной в 1907 году на Болотной набережной (объект уже сдан в эксплуатацию после реконструкции). Инсталляция «Большая глина №4» Урса Фишера, установленная напротив фасада, уже вызвала бурную дискуссию. Мнения москвичей и экспертов разделились: одни видят в скульптуре образ «Мыслителя» Родена, другие, простите, кучу дерьма. Но серая абстракция из металла на сером фоне набережной и музея смотрится и правда не очень.
Помимо скандальной инсталляции на крыше «ГЭС-2» появилась березовая роща, через которую по тропинке можно будет попасть на смотровую площадку, расположенную параллельно Патриаршему мосту. И это не просто декоративное решение, а работа итальянского архитектора Ренцо Пьяно, автора Центра Помпиду в Париже. Еще одна большая инсталляция появилась на набережной в четверг. «Пространство света» (2008 года) итальянского художника Джузеппе Пеноне представляет собой разделенный на восемь частей полый ствол дерева, снаружи покрытый отпечатками рук художника, а внутри позолотой. Работа анализирует пересечение и взаимодействие двух миров — людей и растений. Посмотрим, как понравится москвичам эта работа, может, тоже вызовет интересные ассоциации?
Территория музея будет открыта в сентябре, тогда же стартует публичная программа на улице. Премьера выставок внутри музея намечена на октябрь, но подробности пока держат в секрете.
LONA-K: «Я все еще жив» Юрия Альберта и Виктора Скерсиса
Знаменитые концептуалисты давно живут за пределами России: Альберт в Германии, а Скерсис в Америке. Однако именно они сыграли важную роль в истории искусства на излете советской эпохи. Но и сегодня признанные классики продолжают творить, и их искусство связано с русской почвой. В экспозицию проекта войдет более 30 новых произведений, созданных специально для выставки.
В проекте Юрия Альберта «Я все еще жив» зритель увидит своеобразный календарь художника из 12 зеркал (по числу месяцев), на которых остались запотевшие следы дыхания художника: «по одному на каждый день календаря, как будто кто-то проверял — жив ли еще автор, дышит ли?» Он ставит перед зрителем вопрос: является ли произведение искусства автономным объектом, зашифрованным сообщением или это лишь продукт жизнедеятельности автора? Виктор Скерсис представит два проекта: «Не верь глазам своим!» и «Узоры», где главное — «игра очевидного и подразумеваемого». Открытие намечено на 7 сентября.