Волнения за культурное наследие страны связаны с прецедентом 20-летней давности, когда талибы взорвали две высеченных в скале статуи Будды в провинции Бамиан, которые считались самыми высокими в мире скульптурами божества. Однако, даже если теперь обойдется без варварства по отношению к археологическим объектам со стороны талибов, культурным памятникам все равно не позавидуешь.
20 лет назад эта история потрясла мир. Статуи, вырезанные в скале в афганской долине Бамиан в VI веке, талибы уничтожали не в порыве агрессии, это был осознанный и трудоемкий акт вандализма. Сначала террористы обстреляли памятники из артиллерийского оружия, а потом подключили инженеров, чтобы не оставить камня на камне после себя. Основатель движения «Талибан» Мулла Омара издал указ «В рамках борьбы с идолопоклонством» об уничтожении всех скульптур на территории Афганистана. В исламе изображение бога в антропоморфном образе, мягко говоря, не приветствуется, и борьбу с культурой прошлого положили на религиозную основу. Но многие уверены, что за религиозным обоснованием кроется чистая политика: мы на своей земле можем делать все, что хотим. А спустя несколько лет другая организация, признанная в России террористической, ИГ поставила разрушение памятников культуры на поток, и систематическая «война с историей» стала напоминать спланированную кампанию.
Мировому культурному сообществу довольно сложно следить за тем, что происходит с историческим наследием Афганистана: последние полвека археологические раскопки там проводятся редко по понятным причинам. Однако интерес к древней культуре не угасает, а на черном рынке регулярно всплывают афганские памятники.
– Территория Афганистана представляет собой очень большой интерес для археологии, – говорит «МК» специалист по археологии и истории искусства Средней Азии, экс-директор Музея Рерихов, ныне возглавивший Государственный музей искусств имени И.В. Савицкого в Узбекистане Тигран Мкртычев. – Это было место пересечения самых разных культурных традиций Востока и Запада. Афганистан находился в центре Шелкового пути. На территории Афганистана существовали величайшие империи древности, от которых осталось большое количество самых разных археологических памятников. В этом отношении Афганистан всегда представлялся клондайком. Археологическое изучение территории страны началось с середины ХIХ века. В ХХ веке первенство в археологических исследованиях в Афганистане перешло к французам. В конце 1960 – начале 1970-х годов к французским археологам присоединились советские. Там какое-то время работали Виктор Сарианиди, Ирина Кругликова, Борис Литвинский и ряд других величин. Сарианиди открыл знаменитое Бактрийское золото, которое представляет собой уникальный феномен соединения эллинистического и кочевнического искусства.
Находка Бактрийского золота в 1978 году, упомянутая историком искусства, стала одним из самых дорогих и крупных кладов планеты. Она поставила имя Виктор Сарианиди в один ряд с Генрихом Шлиманом, открывшим Трою, и Говардом Картером, нашедшим гробницу Тутанхамона. Всего было найдено около 20 тыс. золотых предметов, датирующихся рубежом нашей эры. А в 1992 году талибы пришли к власти и пытались отыскать сокровища, но безуспешно. Виктор Сарианиди тогда рассказывал, что, чтобы сохранить золото, для талибов придумали сказочку: «Мол, было пять человек и пять ключей, все эти пять человек разъехались по миру, а сейфы с золотом можно открыть, только когда все пятеро соберутся вместе…». Сокровища действительно спрятали, только не в том месте, где думали талибы. Золото обнаружилось лишь в начале 2000-х годов – в подвале президентского дворца.
– Жаль, что Бактрийское золото, которое открыл наш археолог, так и не было показано в России, – продолжает Мкртычев. – Были выставки в Лондоне и Нью-Йорке, я видел его в Америке. Сейчас оно в Кабульском музее. Большим потрясением для археологии Афганистана стала гражданская война. В это время никаких раскопок не велось. Тогда Бактрийское золото считалось потерянным, позже его нашли невредимым. Когда наступило относительное затишье после 2011 года, раскопки были возобновлены. В частности, копали памятник Мес Айнак, который расположен на территории древнего рудника. Китайские горнодобывающие компании выделили деньги на изучение этого памятника. Исследования дали огромный материал, такой обширный, что в Кабульском музее пришлось построить дополнительное хранилище. Продолжение проведения археологических работ в Афганистане представляет собой большой интерес. И конечно же, памятники археологии в опасности, потому что местные жители много лет занимаются грабительскими раскопками. А находки продают черном рынке.
– Насколько велик подпольный рынок древнего афганского искусства, можно предположить?
– Трудно сказать что-то точно. Но я общаюсь со многими зарубежными коллегами, они подтверждают, что многое всплывает на черном рынке. Вообще, если мы посмотрим на современные фотографии археологических памятников, то увидим, что они напоминают сыр с большим количеством дырок. Люди самостоятельно капают древние места в надежде найти что-то, представляющее ценность. Трудно сказать, что будет дальше. Но хорошо, если пришедшее к власти правительство собирается сохранять памятники культуры вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Это большой шаг, который показывает стремление к цивилизованной позиции. А там посмотрим...