МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Филипп Янковский сыграл Ивана Денисовича в фильме Панфилова по Солженицыну

Режиссер вместе с супругой Инной Чуриковой лично представят картину в Локарно

На старейшем европейском кинофестивале в швейцарском Локарно, который проходит в 74-й раз, 13 августа состоится мировая премьера фильма «Сто минут из жизни Ивана Денисовича» классика советского и российского кино Глеба Панфилова. Он экранизировал рассказ Александра Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича», пригласив на главную роль Филиппа Янковского.

Фото предоставлено съемочной группой

Фильм покажут на самой большой киноплощадке, расположенной на Piazza Grande, способной вместить восемь тысяч зрителей. Зрелище феерическое, когда свет с гигантского экрана отражается на фасадах старинных домов. Глеб Панфилов, его жена Инна Чурикова, сыгравшая роль старицы, их сын Иван, получивший режиссерское образование в одной из киношкол Великобритании и ставший одним из продюсеров картины, а также Филипп Янковский представят картину. Это нерядовое событие для 87-летнего Панфилова и его супруги, поэтому они, строго соблюдающие в Москве антиковидные предписания, отважились на непростое в наши дни путешествие.

Это теперь Глеб Панфилов — признанный мэтр, снявший фильмы «Начало», «Тема», «Мать», «Васса Железнова», «Романовы. Венценосная семья», сериал «В круге первом» по Солженицыну, обладатель берлинского «Золотого медведя», венецианского «Серебряного льва», каннского спецприза, лауреат Карловых Вар и ММКФ. А началась его мировая карьера именно в Локарно.

Инна Чурикова и Филипп Янковский. Фото предоставлено съемочной группой

В 1969 году там был показан дебютный фильм Панфилова «В огне брода нет» с 25-летней Инной Чуриковой, сыгравшей Таню Теткину. Драму о Гражданской войне отметили тогда «Золотым леопардом». Но в Швейцарию Панфилова советские чиновники не выпустили. Награду доставили почтой, и с той поры она хранится в музее «Ленфильма». Жюри так понравилась русская актриса, а номинации «Лучшая женская роль» не было, что решили вручить ей от себя подвеску-камею. Тоже невиданный случай: члены жюри скинулись и купили подарок. Самое удивительное, что он дошел до адресата. Возможно, Инна Чурикова наденет подвеску, выходя на сцену в Локарно. В новом фильме она появляется на несколько минут. Ее старица обмолвится словом с Иваном Денисовичем, скажет ему «храни тебя Господи», и страдалец обретет просветление, почувствует легкость в теле, будто сытно поел и хорошо поспал.

Панфилов говорит, что снимал о советских солдатах, единственное «преступление» которых в том, что они стали военнопленными: «По возвращении из плена их ждал быстрый суд и десять лет в сибирских лагерях. В чем же тогда причина, по которой такие заключенные, как Иван Денисович, остаются в живых? Что побуждало их просыпаться каждое утро, чтобы встретить еще один день ада?» Логика какая: в плену у немцев побывал, значит, завербован. Не важно, что пять танков подбил и посмертно представлен к награде, как Иван Денисович. Будь мертвым, навеки остался бы героем. А раз чудом остался жив — значит, шпион. А уж рассказ Ивана Денисовича, что вывела его, не добитого немцами, к своим маленькая дочка, воспринимается как бред. И станут люди, подобные Ивану Денисовичу, таким же расходным материалом, как у немцев. Хотя немец немцу рознь. Один из них вернет герою Янковского затертую фотографию родных, которую он носит у сердца как самое дорогое, что осталось. 

Панфилов давно мечтал экранизировать рассказ Солженицына, названный в журнальной публикации повестью. В 2006 году он снял сериал «В круге первом» при участии Солженицына. Тогда же они обговорили возможность экранизации «Одного дня из жизни Ивана Денисовича». Солженицын видел в главной роли Михаила Кононова, который снимался в фильме «В огне брода нет», а в «В круге первом» сыграл, как оказалось, свою последнюю роль. Кононова не стало в 2007 году, Солженицына — в 2008-м. Исполнивший роль старшего сержанта Ивана Денисовича Шухова Филипп Янковский поделился своими впечатлениями: «Эта история о несломленном характере, жажде жизни, любви и преданности, и мне хочется верить, что, когда картина будет выходить на экраны, найдется немало людей, которые захотят потратить время не на очередную мишуру спецэффектов, а на большую картину большого мастера».

Кадр из фильма «Сто минут из жизни Ивана Денисовича». Фото предоставлено съемочной группой

С годами Филипп как актер набирает силу и все больше становится похож на своего отца, Олега Янковского. И голос у него такой, что если не смотреть на экран, то можно подумать, что это говорит Олег Иванович.

Панфилову 87 лет, и он в рабочем строю, снял сложнейшую картину. Культура кадра, старая школа — все это чувствуется. На картине работали два оператора — Михаил Агранович и Михаил Хасая. Бескрайнее заснеженное пространство, уходящее в небо, снято великолепно. Его будто разрезает одиноко бредущая фигура старицы, а потом вереница заключенных с покошенными спинами. А горящее кольцо лагерного освещения с высоты напоминает мерцающую планету. Панфилов использует старую хронику, запечатлевшую военный парад на Красной площади, усталых, но не утративших бодрости советских людей, стоящих на Мавзолее вождей, Сталина, сама близость к которому вызывает прилив счастья у таких людей, как Иван Денисович. Картину сопровождает закадровый текст, который произносит Леонид Ярмольник, а это почти всегда свидетельство того, что нечто важное в кадре недосказано. Зрителя может разочаровать театральность фильма, замкнутость в камерных интерьерах, ему может не хватить воздуха, но главное Панфилов сказал, выразил свою боль за трагическую судьбу простых людей, какую и теперь проживают миллионы на другом витке истории.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах