Курсом на «Остров сокровищ»
«Испаньолу» специально создавали для фильма Евгения Фридмана «Остров сокровищ». С этой картины началась собственная корабельная история Ялтинской киностудии, и этот парусник был пионером крымского кинофлота.
В красавицу бригантину «Испаньола» превратилась из трудового черноморского дубка — рыболовецкая парусно-дизельная посудина с грозным именем «Клим Ворошилов» с 1953 года бороздила просторы Азова и Черного моря. Сначала «Ворошилов», груженный арбузами, курсировал из Скадовска в Одессу, а потом его трюмы наполняли виноматериалами. Киношники отыскали этот дубок в феврале 1970-го на Днепре в Голой Пристани вмерзшим в лед и выкупили его у Херсонского винзавода. По требованию инспекции Морского регистра команде Ялтинской к/с пришлось не просто декорировать судно, а полностью его перестраивать, меняя бортовую обшивку, дубовые шпангоуты и все оснащение. Не только возросли расходы, но и затягивались сроки подготовки игрового судна.
Сроки создания «Острова сокровищ» существенно сместились, и приключения Джима Хокинса, сквайра Трелони и доктора Ливси в жарких тропических морях пришлось снимать под свист ледяного ветра и при изнуряющей качке. Летом у берегов Крыма бригантину задействовали эстонцы в фильме «Русалочьи отмели», а осенью она ушла в Сухуми на съемки фильма Станислава Говорухина «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Прекрасный парусник с тщательной деталировкой, выверенной до мелочей по морским справочникам, был востребован кинематографистами; режиссеры уже записывались в очередь. Шхуну Ялтинской киностудии ждало большое будущее в интереснейших приключенческих проектах, если бы не инспекторы Морского регистра.
— Нас стала донимать уже крымская инспекция с требованиями установить антенны, локаторы, спасательные надувные плоты, обшить дерево металлическими листами с асбестовой прослойкой, — с горечью вспоминал Валерий Павлович. — Вроде бы их претензии справедливы, но кто же станет после этих нагромождений и уродований снимать старинный парусный корабль? Инспекция была неумолима: деревянных кораблей в советском флоте нет и не будет!
Ялтинская студия вынужденно передала прекрасный парусник на баланс «Интуриста». И «Испаньола» в 1972 году, всего с тремя фильмами в послужном списке, превратилась в ресторан. На вечный прикол ее поставили напротив гостиницы «Ореанда».
«Беда» для Пуговкина
Новый парусник потребовался Ялтинской киностудии в 1978 году для съемок фильма Геннадия Васильева «Новые приключения капитана Врунгеля» с Михаилом Пуговкиным (1923–2008) в главной роли.
— Помня горький опыт «Испаньолы», — рассказывал Валерий Павлович, — мы решили построить новое судно небольших размеров, чтобы не связываться с Морским регистром. «Маломеры» (до 50 тонн водоизмещением) им не поднадзорны. За основу для «Победы» Врунгеля мы взяли рыболовецкую фелюгу, корпус которой нам с нуля сделали на судоверфи в Приморско-Ахтарске. А все остальное оснащение с мачтой и парусами изготавливали сами на киностудии. Игровая шхуна получилась на загляденье — с дизельным двигателем мощностью 25 л.с. и пятью парусами общей площадью около 200 кв. м.
Как и в случае с «Островом сокровищ», к месту съемок шхуну провел опытный мореход, капитан Виталий Букарин. За три дня он прошел Азовское море и Керченский пролив и прибыл в порт «Артека». С июня по сентябрь у берегов Аю-Дага были сняты все морские эпизоды, в которых помимо Пуговкина поучаствовал и Савелий Крамаров в роли Свирепого Гарри.
«Я с удовольствием играл роль капитана Врунгеля, — вспоминал позже на Ялтинском кинофестивале Михаил Иванович. — Даже собственную бороду отрастил и этим избавил гримеров от дополнительных хлопот. И у меня как никогда много было сцен в воде — и нырял, и плавал. Помню, тепло, хорошо, море, рядом любимая Ялта! Но при этом было много всяких неувязок — то плот раскачается и кто-то из группы в воду упадет, то в катер, где актеры, приходилось осветительные приборы устанавливать — пленка была такая неважная, что солнечного света не хватало. Но в итоге фильм получился веселый, с хорошим юмором».
«Восток» для Беллинсгаузена
С появлением в 1987 году уникальной плавательной декорации начался золотой период в морской истории киностудии. Для фильма Михаила Ведышева «Странник» по сценарию Эдуарда Володарского об открытии Антарктиды ялтинцам заказали постройку флагманского корабля Фаддея Беллинсгаузена — 3-мачтового шлюпа «Восток». Требовалась не только историческая подлинность на палубе и внутри корабля начала ХIХ века, но и конструкторское решение остойчивости при плавании под парусами огромной декорации.
— Естественно, мы не замахивались на создание копии знаменитого шлюпа, — рассказывал ветеран киностудии Валерий Павлотос. — За основу взяли стальной корпус старого сейнера, который киностудия выкупила у керченского рыбколхоза. Но между сейнером и шлюпом была существенная разница в параметрах. Наш «рыбак» длиной 25 м и шириной 5,5 м, а деревянный «Восток» был, соответственно, 39 м и 10 м. Вот тут и требовался от нас нестандартный ход, который мы нашли. Учитывая возможности кинематографической оптики — широкоугольных объективов, — мы решили строить декорацию шлюпа в масштабе ¾: длиной 30 м и шириной 7 м. Позже такое же решение использовал голливудский режиссер Джеймс Камерон, заказавший копию «Титаника» — три четверти от реальной величины лайнера. В итоге наша плавдекорация имела два корпуса: прочный стальной от сейнера и наружный деревянный, соответствующий шлюпу «Восток». Оригинальным решением оказалось и использование в качестве мощной опоры деревянной декорации «Востока» герметичных емкостей из 700-мм газовых труб. К корпусу сейнера приварили 20 штук таких 2-метровых емкостей, и получились своеобразные бортовые були, спасавшие всю конструкцию от шторма.
Все оснащение «Востока» от трапов и якоря до мачт и корабельных пушек, 20 парусов площадью 1200 кв. м, украшения корабля с двуглавым орлом готовили в цехах Ялтинской к/с. Ялтинцы также сами на основе архивных материалов разрабатывали рабочие чертежи корпуса, рангоута, такелажа, парусов, декора и интерьера судовых помещений. В конце августа 87-го «Восток» был готов к съемкам. Отпускники столбенели от удивления и восхищения, когда с набережной замечали корабль Беллинсгаузена под всеми парусами.
«Арабелла» капитана Блада
Звездным для ялтинских корабелов был 90-й год, когда на киностудии запустили сразу три морских проекта: наш «Летучий голландец» режиссера Виктора Кузнецова, «Одиссея капитана Блада» совместно с французами и «Век просвещения» с кубинцами и французами. Продюсер Луи Мальон, ознакомившись лично с возможностями крымских мастеров, заказал сразу несколько плавдекораций парусных кораблей.
— Этот год был знаменательным и в моей творческой биографии, — вспоминал Валерий Павлотос. — Если раньше я участвовал в создании парусных кораблей как разработчик конструкций по эскизам художников-постановщиков, то на фильм «Век просвещения» меня пригласили в качестве художника по кораблям. Я отвечал уже и за декор, планировку интерьеров, насыщение парусников реквизитом. Несколько дней мне довелось поработать в архивах Морского музея Франции, знакомясь с материалами по парусным кораблям ХVШ века. А на Кубе наши партнеры показывали мне побережье острова и приморские города, где планировались съемки фильма.
Для «Одиссеи капитана Блада» шлюп «Восток» перестроили на керченском судоремонтом заводе в пиратский фрегат «Арабелла» с роскошным орнаментом и резными скульптурами по бортам. А в Камышовой бухте Севастополя из обычного сейнера сделали галеон «Ля Фудр», для которого ялтинцы в своих цехах готовили всю обшивку, парусное оснащение и декор. В июле 90-го «Арабелла» и «Ля Фудр» встретились в акватории «Артека», где у Аю-Дага снимали морские бои. Ялтинскую флотилию усилили еще несколькими декорациями парусников. А для эффектности эпизода, связанного с выходом французской эскадры, в картине «Век просвещения» к берегам Крыма специально пригнали знаменитый парусный барк «Товарищ». Кроме того, на берегу моря в Утесе — между Алуштой и Партенитом — возвели впечатляющие декорации набережной Порт-о-Пренс с крепостными сооружениями, причалами, зданиями, куда по сценарию приходят французские корабли. Все проекты отсняли по контрактным срокам, и в знак признания коллектив получил благодарственную телеграмму от Луи Мальона из Парижа. Кроме приятных воспоминаний от работы у ялтинцев остался и «Ля Фудр», который для простоты переименовали в «Запад». Весь кинофлот студии базировался в порту лагеря «Артек».
Последнее сражение
Жестокий удар по кинофлотилии нанесла стихия в ночь с 14 на 15 ноября 92-го, на съемках фильма «Империя пиратов». Этот собственный проект Ялтинской киностудии с впечатляющим размахом демонстрировал возможности мастеров киностудии в создании береговых декораций и парусников, в съемках на море и в горах. По плану оставался последний объект — порт пиратской республики Либерталии, декорации которого выстроили в Симеизе. «Восток» превратился в пиратский галеон, а «Запад» стал испанской шебекой.
— В ту роковую ночь над Черным морем пронесся шторм невиданной силы, — рассказывал Валерий Павлович. — В ялтинском грузовом порту стоявшие у причала корабли таранили друг друга, несколько судов затонуло. А в пассажирском — на правительственную яхту «Крым» навалился 100-тонный плавкран. Не пощадил шторм и наши парусники. «Запад» был оторван от причала вместе с чугунными кнехтами, выброшен на камни и разломан на три части. А «Восток», находившийся у волнолома в Симеизе, возможно, и устоял бы, но не выдержал напора стихии сам бетонный волнолом!
Волны раскидали гигантские блоки, словно детские кубики. Парусник выбросило на галечный пляж — рухнули все три мачты с реями, полностью сорвало обшивку и палубный настил. К счастью, никто из экипажа, дежурившего в ту ночь на судне, не пострадал, хотя, как и в Артеке с «Запада», команде пришлось прыгать в воду и плыть на берег, когда «Восток» понесло на пляж.
Чудом 70-тонный корпус «Востока» уцелел, его удалось сдернуть с берега в воду и отбуксировать в Севастополь на ремонт. К лету ялтинцы восстановили свой парусник, и «Восток» еще послужил киношникам в фильмах «Гелли и Нок» (1994), «Роксолана» (1995). Но весной 96-го корпус «Востока» дал течь, что стало тревожным сигналом и поводом разобрать фрегат на части. Так закончилась история ялтинского кинофлота…
Уже в наше время для своего морского проекта «Бегущая по волнам» Ялтинской киностудии пришлось арендовать парусные яхты у частников — «Килиакру» в Болгарии и «Новую» в Николаеве. А опыт и знания Валерия Павловича вновь пригодились и были востребованы и Никитой Михалковым на съемках фильма «Солнечный удар». Велика Россия, но за специалистами по колесным пароходам пришлось снова обращаться в Ялту, где когда-то был свой кинофлот.
«МК в Крыму».