От имени театра на мероприятии выступили врио директора Олег Михайлов, худрук Эдуард Бояков, его зам Захар Прилепин и, как говорится, другие товарищи. В качестве «оппонентов» театральным боссам были заявлены «участники дискуссии» — писатель Святослав Рыбас, почетный президент РГБ Виктор Федоров, помощник главы Минкульта Анна Усачева и еще несколько не менее заметных фигур. При этом присутствующие в зале члены Общественного совета чем-то напоминали «ревизионную комиссию» или надзорный орган, выполняющий контролирующие функции. Мы не случайно употребили слово «напоминали». Театральный дух проник и на это мероприятие, где «дискуссия» была настолько же правдоподобной, как картонное дерево на сцене или бутафорская еда из папье-маше.
Советское слово «одобрямс» — вот лексическая единица, с помощью которой можно описать происходящее. Все выступающие единодушны в том, что новое руководство делает все правильно, эффективно претворяя в жизнь обозначенные президентом задачи государственной политики. А Татьяна Доронина и ее сторонники — это такой Троцкий или, если хотите, Голдстейн из книги Оруэлла, пытающийся повернуть вспять локомотив истории.
Общий лейтмотив таков: нас отвлекают от работы, нам хотят помешать делать вещи, высоко оцененные уважаемыми людьми. Зато после Дорониной «пыль и мусор вывозили грузовиками» (во время реконструкции здания), да и письма свои к президенту и главе Следкома Александру Бастрыкину она написала «с огромным количеством грамматических ошибок». (Цитата из речи Эдуарда Боякова.)
Немало от участников мероприятия досталось и СМИ. «В информационной среде происходят волнения», — признал Лермонтов, имея в виду освещение в СМИ конфликта во МХАТе. «Медиа ориентированы на хайп», — прямо заявил господин Бояков. Зато доклад Михайлова о финансовых успехах театра под его началом и казенные речи о правильности репертуарной политики провозгласили «исповедальным действом», поблагодарив присутствующее тут же театральное начальство за откровенность и открытость.
А писатель Рыбас пошел еще дальше и предложил, опираясь на задачи, поставленные главой государства, провести аудит репертуаров всех театров (!) и вернуть к жизни идею госзаказа для постановок. И заодно законодательно запретить использовать русские культурные ценности в пошлых спектаклях. Какие органы должны решать, кто достоин ставить Чехова и Островского, а кто нет, оратор не пояснил.
Защищали, кстати, участники этого непонятного действа не только Михайлова, но и Ольгу Бузову. Мол, никто не захотел разбираться со спектаклем с ее участием, все ухватились за сенсацию. Казалось, что-то яркое и правдивое скажет Захар Прилепин, но и он посетовал только на то, что критики МХАТа не являются его зрителями.
— В Советском Союзе журналисты, чиновники и зрители, которые критиковали спектакли, приходили в театр... и только потом говорили свое мнение. Сегодняшняя ситуация кардинальным образом отличается от прежней: нас критикуют те, кто не пришел ни на один наш спектакль.
«А здесь прошли 15 постановок, три из которых — шедевральные. Ольга Борисовна, приходите в театр», — заявил он, заочно обращаясь к главе культурного ведомства.
Но вишенкой на торте стало то, что никого из сторонников Дорониной (а их — немало, и они неплохо организованы) в просторный зал огромного здания на Тверском бульваре не пригласили. Для критики и конструктивного обмена мнениями. А был монолог — скучный и отчасти абсурдный.