Эту выставку не стоит смотреть на лету, здесь важно всматриваться в детали — где-то полупрозрачного единорога, где-то птичку щегла (символа страданий христовых) или прядь волос, выбившуюся из покрова Богоматери. В отличие от флорентийской школы сиенская более декоративная, изысканная, утонченная, ее представители уделяли много внимания мелочам. Поэтому гулять по выставке лучше с аудиогидом, чтобы понять все тонкости художественной и политической картины мира того времени.
В Белом зале расположились основные шедевры. Главные из них — работы Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255/1260–1319). У Флоренции был Джотто ди Бондоне, который предложил новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Рафаэль, Леонардо и Микеланджело. А у Сиены был Дуччо, в работах которого так же появляются объем, перспектива, живое движение. Дуччо тоже предвосхитил Ренессанс. И в какой-то момент сиенская школа считалась сильнее флорентийской, к тому же города соперничали и в политическом смысле. И в какой-то момент Сиена держала пальму первенства, но со временем утратила былое влияние. Искусство, которое мы можем видеть теперь в Пушкинском, создано в период «золотого века» Сиены.
Один из важнейших экспонатов здесь — Мадонна с младенцем Дуччо. В этой работе еще много от старой византийской традиции, и в то же время она сильно отличается от работ предшественников, например Гвидо, мадонну которого можно наблюдать рядом. У Гвидо только намечаются движение и объем, когда как у Дуччо уже проявляются в полную силу. Лица и одеяния написаны насыщенными цветами и отличаются мягкостью переходов. Святые больше не застывшие статуи-небожители, они становятся ближе к человеку — в своих скользящих жестах, взглядах, мимике. С большей силой эта живость проявляется у последователей Дуччо — Симона Мартини и братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти.
А в колоннаде Пушкинского представлены таволетты (известные также как биккерны) — главная гордость организаторов выставки. Деревянные дощечки — страницы из казначейских книг — повествуют о разных знаковых событиях Сиены. Но не будем углубляться в политику, для нас важнее, что здесь мы находим не только библейские сюжеты, но и первые светские портреты. По сути, это летопись, книга учета и свод законов, к которой — что удивительно для того времени — в Сиене имел доступ каждый желающий. Таволетты исполняли лучшие художники города, начиная от того же Дуччо и Симона Мартини — сиенская знать не жалела средств на эти нужны.
Третий раздел выставки представляет работы художников сиенской школы из собрания ГМИИ. И надо сказать, что музею есть чем похвастаться — эта коллекция довольно большая (по сравнению с другими мировыми музеями) и не так давно была отреставрирована.