Памятник Минину и Пожарскому огорожен глухим забором. Ныне недоступный туристам небольшой пятачок вокруг монумента оккупировали археологи. С помощью небольших лопаток и кисточек исследователи аккуратно расчищают историческое мощение начала ХIХ века. Именно такая кладка покрывала Красную площадь в 1818 году, когда здесь был установлен памятник Минину и Пожарскому — первый монумент в Москве. Правда, тогда он стоял в другом месте — напротив современного ГУМа, и только в 1931 году, во время реконструкции площади, переехал на привычную нам точку у Покровского собора. Как раз в 1931-м площадь перемостили. Примерно тогда же несколько соборов и палат Кремля были разобраны по приказу большевиков, и некоторые древние белые камни, из которых они были сложены, пошли на укрепление постамента памятника Минину и Пожарскому.
— Мы нашли здесь элементы карнизов в классическом стиле — с иониками (орнамент из яйцеобразных форм. — М.М.) и зубчиками XV–XIV веков, восходящих ко временам, когда итальянцы строили Кремль. Это определенно средневековая резьба. Предстоит работа по изучению этих элементов, но они наверняка станут музейными экспонатами, — рассказывает зав. отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН Леонид Беляев. — Брусчатка еще интереснее. Мы знали, что она лежит под нынешним мощением, эту кладку можно увидеть на гравюрах и фото ХIХ и начала ХХ века. Но нам никогда не удавалось открыть такой большой участок и увидеть рисунок каменного «паркета». Площадь мостили «диким» камнем, то есть обычными булыжниками, по квадратам. До сих пор мы не видели ни одного квадрата целиком.
Открывшийся культурный слой исследуют, законсервируют (то есть покроют специальными растворами) и музеефицируют прямо тут — под открытым небом. И через год каждый сможет увидеть, какой была брусчатка Красной площади 100–200 лет назад. В остальном после реставрации все будет по-прежнему, только лучше, обещает директор Исторического музея Алексей Левыкин.
— Мы делаем реставрацию, потому что она необходима. Принципиально ничего не изменится, — говорит Левыкин. — После реставрации памятник покроют патиной, чтобы придать нормальный цвет — так он не будет выглядеть новоделом и не будет блестеть на солнце. Бронза примет такой цвет, какой был при его создании. Патина также необходима для предохранения от коррозии. Постамент останется таким же. Сделаем подсветку с акцентным цветом. Это реновация.
Памятнику предстоит сложное лечение, но и проблемы у «больного» весьма серьезные. Процесс деформации зашел довольно далеко. Коррозия повредила внутренние каркасы фигур и формовочную массу, которая заполняет памятник изнутри наполовину (по пояс Пожарского и по колено Минина).
— Черный металл, из которого сделан каркас фигур, при коррозии изменяет свои геометрические размеры — может увеличиться в четыре раза. Сила напряжения настолько велика, что может разорвать оболочку медного сплава. Как лед бутылку разрывает. Нога Пожарского из-за этого «распухла» в 2,5 раза, — поясняет главный архитектор проекта реставрации Алексей Жданов.
Определить все это удалось, обследовав скульптуру изнутри. Для этих целей в монументе имеется люк — он у шлема Пожарского, который находится за спиной героя-ополченца. Кстати, шлему уделят особое внимание — на нем будут по фотографиям восстанавливать орнамент, ныне утраченный.
Чтобы провести реставрационные работы, рядом с памятником построят павильон-мастерскую, куда с помощью крана перенесут скульптуру весом 18 тонн. Мастерская будет отапливаться, и там проведут все главные работы — трещины запаяют, коррозию вытравят, поврежденные внутренние конструкции заменят на новые etc. Приведут в порядок и постамент: почистят и покроют защитным слоем барельефы, восстановят позолоченные буквы, некоторые из которых не раз меняли.
Реставрация обойдется в 55 млн рублей. Так же, как некогда памятник делался на народные деньги, теперь он будет отреставрирован тоже за счет благотворителей.