Спектакль репетировали во время пандемии в зуме, а теперь была возможность провести всего четыре живые репетиции. Сыграли несколько спектаклей и разлетелись кто куда, Елена Коренева уехала на съемки. А за день до премьеры писатель Олег Богаев из Екатеринбурга, где он живет и руководит журналом «Урал», добирался в Москву с приключениями. Бдительные сотрудники уральского аэропорта заподозрили неладное, обнаружив в багаже пассажира несколько книг под названием «Я убил царя». О том, что они подумали и какие «кровавые мальчики» возникли у них перед глазами, можно только гадать. Так что Олег Богаев едва успел на свой рейс.
Латвийский режиссер Алвис Херманис недавно рассказал, как ставил «Собачье сердце» в Швейцарии и вынужден был заменить исполнителя роли Шарикова, поскольку тот был преисполнен излишним сочувствием к своему герою, как и большая часть труппы. Европейцы оказались на стороне униженного пролетариата, а вовсе не профессора Преображенского. Так и у простого народа в спектакле Владимира Мирзоева нет ни капли сострадания к венценосной семье. Его герои, как на допросе в некоем суде истории, дают показания, отвечая на вопрос, жалко ли им убитого царя и его семью. И все эти неплохие трудовые люди, реальные и вымышленные одновременно, отвечают, что нет. Никакого сочувствия. Никого не жалко, никого. Кто-то закрасит окна снаружи и изнутри дома, чтобы государь света божьего не видел. Кто-то начнет подворовывать и продавать на базаре государево имущество. Если на ее белье и одежду пришить царскую монограмму, то цены такому товару не будет. Рядом с царской семьей, которая вот-вот пойдет на заклание, совсем неплохо было жить. Кто-то в ту страшную ночь просто перевернулся на другой бок, услышав крики. Все это были обычные, ничем не примечательные люди, равнодушный народ.
В 2019 году в Театре Наций пьесу Олега Богаева поставил Михаил Патласов, сделал мультимедийную, так называемую VR-версию, а роль Николая II сыграл Евгений Миронов. Теперь она досталась Олегу Дуленину, который стал ассистентом режиссера, сыграл еще две роли — инженера Ипатова, владельца того самого дома, где расправились с Романовыми (никто разрешения не спрашивал, пришли, забрали на время и использовали) и безымянного в спектакле революционера, похвалявшегося причастностью к этому убийству. На самом деле он не имел непосредственного отношения к произошедшему. Теперь именем этого «героя» названы улицы во многих городах за Уралом. Юная гимназистка в исполнении Марии Карлсон тоже уверяет, что это она убила царя. Почетное и славное дело. Многие хотят быть к нему причастными.
Вот такие они, «второстепенные люди», как когда-то назвала своих обычных героев, рядовых обывателей Кира Муратова. Собственно, спектакль не про царскую семью, а про них, тех, кто приводил в исполнение постановление исполкома Уральского облсовета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, тех, кто просто остался равнодушен к зверской расправе. Теперь на Донском кладбище, где покоится прах Якова Юровского, руководившего расстрелом Николая II и его семьи, постоянно кто-то оскверняет его могилу.
На сцене всего семь актеров, а персонажей — пятнадцать. Так что почти у каждого по несколько ролей. Юлия Салмина играет женщину, смывавшую царскую кровь — обычную, красную, а не голубую, как она думала. Она же — Алекс, императрица Александра Федоровна. Елена Коренева сыграла официантку, приставленную обслуживать царских особ, обеспечивать их едой. Земляки советуют поменьше кормить государеву семью, тогда и испражнений будет меньше, проще убирать. Потом актриса появится в матроске и коротких штанишках, как отрок цесаревич Алексей. Но сыграет она его пуделя Джоя, который не простит хозяину предательства — как можно было бросить любимого пса на произвол судьбы. Елена Коренева наденет что-то вроде шелковой пижамы, придающей ей восточный вид, и заговорит от лица журналистки уральской газеты. Эта бесстрашная актриса всегда умела удивлять: ролями, отъездом в Америку, рассказом о том, как работала там официанткой. Ее фотография в обнаженном виде появилась на обложке «СПИД-Инфо» в 1995 году и стала раритетом, за ней и теперь охотятся, а тогда это стало для многих шоком, как и выход автобиографической книги. В последнее время у Кореневой в кино ренессанс. Она сыграла несколько шикарных ролей в «Ван Гогах» Сергея Ливнева, «Лете» Кирилла Серебренникова, «Мертвых душах» Константинопольского, где снялась в роли Коробочки. В 2015 году вышел фильм Владимира Мирзоева «Ее звали Муму» с ее участием.
На небольшой сцене — минимум обстановки: стулья в ряд, стол с болванками, которые как черепа убиенных. Государь — в кальсонах, как и другие персонажи, певица Ирина Рындина тоже в исподнем. С гитаристом Алексеем Сидоровым они создают диссонанс всему тому тихому, будничному кошмару, происходящему на наших глазах. Официантка Кореневой — в женской комбинации советского образца. И тела убитых в исподнем будут лежать в ряд, монолитной стеной в полумраке подвала совсем рядом с нами, и зритель будет молчать.