«Мне кажется, я не моргал весь концерт, потом еще час вспоминал, как разговаривать. Я не могу оценить это впечатление, оно было вне всех доступных мне оценочных систем. Настолько тут много всего сошлось в одной точке — и личные переживания, и результат большой, сложной и долгой работы, и куча всего еще», — сказал «МК» Александр Цой, один из продюсеров концертов и сын рок-легенды. Нет никакого сомнения в том, что многие из тех, кто попал на концерты, пережили примерно то же самое. Хотя и без сомнений не обошлось.
Звездных гостей и журналистов вопрос «Ну как тебе?» приводил в легкое смущение. Вроде бы громко и ярко, но при этом не лишено странностей. По факту шоу «Кино» образца 2021 года — это концерт, где от Цоя есть только голос и видеофрагменты. В постановке было решено обойтись без голограмм, которые используются, например, на концертах в честь хэви-гуру Рони Джейма Дио, и главная идея шоу, пожалуй, заключалась в том, чтобы представить, как могла бы звучать группа «Кино» в XXI веке.
Перенос музыки группы из восьмидесятых в новую эру потребовал немалого упорства и вложений. Сначала были собраны все уцелевшие пленки с голосом Цоя. Рассыпающиеся артефакты отправили в Великобританию, где умельцы-реставраторы сперва поместили пленки в специальную печь, в некотором смысле запекли их, свели таким образом к минимуму многочисленные дефекты, потом оцифровали и сделали ремастеринг.
Следующим шагом стал новый концертный звук. Три участника классических составов «Кино», гитарист Юрий Каспарян и басисты Александр Титов и Игорь Тихомиров, в деталях вспомнили, как это было, и в процессе репетиций постарались придать звучанию старых песен современную стадионную удаль. В свое время «Кино» вышла на стадионы в ранге далеко не самой виртуозной инди-группы, к тому же техническое оснащение советских концертных площадок часто превращало живое выступление в настоящую пытку и для музыкантов, и для публики. Можно сказать, что тогда у «Кино» не было ничего, кроме всенародно любимых песен и самого харизматичного фронтмена в стране. Фронтмена, к сожалению, не вернуть, но со звуком сейчас можно разобраться и еще составить идеальный сет-лист, что, кстати, чуть сложнее, чем кажется.
«Просто так взять песню и поставить ее в программу нельзя, — говорит Александр Цой. — Мы составляли сет-лист, исходя из состава, нужно было дать и Саше, и Игорю исполнить произведения, которые ассоциируются с их периодом пребывания в группе. Потом есть такой фактор, как наличие многоканальных записей, не все песни у нас есть в таком виде, и для ранних записей нужно заниматься кропотливой изоляцией вокала из сведенной фонограммы. Ну и вкусы друг друга мы тоже учитывали, каждый написал список песен, который он хотел бы сыграть и услышать. Споров не было, у нас хорошее взаимопонимание».
Результатом взаимопонимания стал концерт, где почти нет слов, но очень много песен. С первой «Песни Без Слов» и до финальной «Звезды По Имени Солнце» проходит больше чем два с половиной часа, и за это время звучит, наверное, все, что публика хотела бы получить: от «Мамы Анархии» до «Группы Крови», от «Попробуй Спеть Вместе Со Мной» до «Кукушки».
Кроме Каспаряна, Титова, Тихомирова и еще двух привлеченных музыкантов полноценным участником действа стал экран. Он в некотором смысле отвечал за видеомагию, и собранное видео можно было разделить на три части: оригинальный видео-арт, старые клипы и концертные записи. Все это вроде бы немного из разных опер, но песням «Кино», как выясняется, многое подходит. И рисунки фломастерами, и жутковатая компьютерная маска, и бесконечные советские многоэтажки, которые стали идеальным фоном к строчкам «скоро кончится лето, больше надежд нету».
Впрочем, технологии часто проигрывают обычному концертному видео. В ходе шоу есть несколько моментов, когда на экране совмещаются планы музыкантов, которые играют на сцене, и кадры хроники. Правильно подобранные ракурсы дают весьма захватывающую иллюзию присутствия на сцене группы во главе с Цоем, и от этого прямо мурашки по коже.
Обозначить то, что было показано на «ЦСКА Арене» как концерт, наверное, не совсем правильно. Скорее это арт-проект, своего рода кино о группе, которая до сих пор будоражит публику самых разных возрастов и социальных групп. Останется ли такое шоу разовой акцией или будет развиваться как новая концертная доктрина музыкантов «Кино»? «Именно это нам и предстоит выяснить», — нагоняет тумана Александр Цой, и это умение представить все в загадочном свете у него, скорее всего, отцовское.