«Да, к сожалению, это суицид. Как это случилось, я не знаю, но два дня назад нам об этом сказал директор. Несколько студентов пожаловались около двух лет назад, было разбирательство, но ничего не подтвердилось. Он у нас поставил «Лебединое озеро», потом и начались все его проблемы. А три дня назад Датский балет отменил все его спектакли», — рассказал мне знакомый танцовщик Королевского балета, до которого я сумел дозвониться. Отмена премьеры в Дании балета «Франкенштейн» стала, по-видимому, последней каплей.
Лиам Скарлетт был одним из самых востребованных хореографов мира. Обласканный критикой, имел множество наград: приз британской Национальной танцевальной премии Critics’ Circle National Dance Award, приз Бенуа—Мясина и многие другие. Новая версия «Лебединого озера», которую он поставил в Ковент-Гарден в 2018-м, была подтверждением того, что он самый-самый. Такой балет абы кому ставить не дадут. С него и начались проблемы.
В британской прессе скандал разразился год назад. В конце января The Times сообщила, что «33-летний Скарлетт просил студентов присылать ему их интимные фотографии. Бывший ученик рассказал, что преподаватель также часто трогал своих студентов и заходил в комнату, когда те переодевались».
«Если вы танцор, то вас учат говорить «да» всем. Это конкурентная среда, в которой вы не можете упускать какую-либо возможность. Когда кто-то, обладающий большой властью, просит вас сделать что-то, вы запрограммированы согласиться», — говорил тогда один из его студентов. Другая танцовщица рассказывала, что те ученики, которые не жаловались на Скарлетта, получали своего рода вознаграждение — им доставались более крупные роли в спектаклях. Однако при расследовании подтверждающих обвинения доказательств обнаружено не было, и в полицию дело не передали. Но после скандала средства массовой информации уточняли, что хореограф отстранен до завершения расследования. Оказалось, отстранен пожизненно… Последовала цепная реакция: подвергнутый остракизму, один из самых востребованных балетмейстеров сразу лишается работы в самых разных странах.
Родной театр стал первым, кто, несмотря на проведенное и ничего не подтвердившее разбирательство, избавился от хореографа. Теперь лицемерно скорбит, соболезнует, льет крокодиловы слезы. А тогда человека не поддержал никто. Все отвернулись. «Я слышал, как один режиссер сказал: «Я не могу ставить его балеты в афишу, меня съедят живьем». Лиам знал, что у него нет будущего в качестве хореографа. Это убило его. Cancel culture убивает, это слишком!!! Смогли бы сегодня работать Дягилев, Нуреев, Роббинс и бесчисленное множество других великих людей, которые не были безупречны? Как это возможно, что весь балетный мир, все мы повернулись спиной к такому удивительному таланту, заставив его умереть таким молодым?! Стыд и скорбь!» — написал в Facebook Алексей Ратманский, экс-худрук Большого театра, ныне хореограф-резидент Американского балетного театра (ABT).