Пандемия чуть не испортила Аните Цой юбилейный год. Назначенное на день ее рождения, 7 февраля, шоу «5Океан» в Кремлевском дворце висело на волоске и в итоге рухнуло-таки в карантинную бездну. Но не была бы она стойким корейским солдатиком песни и пляски, если бы сдалась под ударами судьбы. Перевезла всю декорацию, коллектив и симфонический оркестр в телестудию и назло коварному вирусу отметила 50-летие грандиозным живым шоу в прямом телеэфире. Однако известных артистов к юбилеям еще принято награждать орденами-медалями или присуждать звания...
Поклонники уже начинали роптать, обращая вопросительные взгляды на Кремль в подозрении, что их любимицу обошли вниманием. Пауза, однако, вышла театральной, и наконец у всех отлегло: в минувший понедельник опубликован указ президента о присвоении почетного звания «Народный артист Российской Федерации» Аните Цой. «МК» не мог не порадоваться награде вместе с артисткой, давним и верным другом нашей газеты.
– Анита, вот и подоспела радостная новость: ты – народная артистка. Уже все коллеги-звезды поздравили?
– Еще не все даже узнали. Как ни странно, первыми пока поздравляют депутаты, чиновники. Даже не думала, что они так внимательно следят за этим.
– Разумеется, эмоции переполняют?
– У меня сейчас в голове одна мысль вертится – о том, что для нашей многонациональной страны, России, это очень мудрое решение президента.
– Неожиданный ракурс мысли, скажу…
– Потому что для меня это особенная история. Как и то, что на «Евровидение», например, сейчас едет Манижа с песней «Русская женщина». По моему ощущению, все это, случайно или нет, выстраивается в одну очень важную и правильную историю – то, что звание народного артиста присуждено певице-кореянке.
– Честно говоря, даже в голову не пришло вспоминать твои корейские корни, читая указ…
– А меня очень трогает этот аспект. Причем это не только лично моя история. Я же езжу по стране, вижу и знаю, когда бываю в разных местах, как стараются малые национальности, малые народности, чтобы их заметили, оценили. Вижу, как им тяжело пробиваться – не в силу чьего-то злого умысла, конечно, а потому что маленьким всегда непросто.
Я кореянка, хотя и родилась в России, но не представляю даже ни одну из многочисленных национальностей нашей страны, исторически проживающих в Российской Федерации, то есть ни бурятов, ни якутов и т.д. И поэтому для меня это очень серьезная история… Понятно, что мы с тобой родились еще в Советском Союзе, где, с одной стороны, было равенство и братство народов, а с другой стороны, висел все-таки тяжелый груз наследия тех же сталинских времен: репрессии против целых народов, насильственные переселения и т.д.
– Да, и советских корейцев, кстати, тоже потрепало…
– Сейчас еще во многих странах мира остаются проблемы с национальным вопросом, с адаптацией представителей не титульных наций и т.д. Этот вопрос подспудно всегда существовал, поднимался. На своем опыте знаю, что в десять раз больше работать надо, чтобы пробиться там, где другим намного проще. Господи, ты что, сам не знаешь, Гаспарян?..
– Не знаю, Цой! Может, просто не замечал, а вокруг вон оно чё творилось-то… То есть тебе как кореянке было тяжелее пробиваться в российском шоу-бизнесе?
– Не то что тяжелее, но были эксцессы. Вот, например, я исполняла Гимн Российской Федерации, его крутили на разных радиостанциях одно время. Причем это был отбор среди многих артистов. Победили мой гимн и еще несколько исполнений, и в 6 утра и 12 ночи они звучали в эфире. Я помню, как было очень много негативных высказываний в таком ключе: типа, у нас СВОИХ, что ли, нету, что какая-то Анита Цой тут Гимн России распевает... Было очень грустно видеть такую реакцию, читать сообщения, тем более что работу я сделала на все сто, максимально профессионально и ответственно, пела гимн с большой любовью и душой, потому что я здесь родилась, я здесь живу, здесь моя родина, я – гражданка страны, которую люблю, считаю себя неотъемлемой частичкой российского народа.
– Упомянутую тобой Манижу сейчас как раз накрыли такие же волны хейта…
– И я рада, что она вопреки всему едет на «Евровидение», и она молодец, что так стойко и достойно держится. Поэтому, я считаю, очень важно и сильно, что именно сейчас президент издал этот указ (о присуждении звания народной артистки. – «МК»). Представляешь, как сейчас воспрянут духом малые народы! Уверена, что об этом пора говорить. Все-таки если мы – большая многонациональная держава, то должны обращать внимание на такие чувствительные моменты. Мы все считаем себя россиянами, у нас не было и нет другой страны, мне хочется, чтобы мои дети и внуки жили в стране, в которой уважают и ценят всех людей – за их дела и способности, поощряют, гордятся ими, уважают их разнообразие и т.д.
– Ты прямо девизом киевского «Евровидения-2017» глаголешь: Celebrate Diversity – празднуем разнообразие! Видишь, мы так долго пристраивали тебя на это «Евровидение», а теперь экзотической изюминкой от России поедет Манижа...
– Я, кстати, и сейчас бы с удовольствием тряхнула стариной – будь здоров как!
– Ну, еще не вечер… А как вообще тебе ее песенка, если абстрагироваться от всех этих экзистенциальных мировоззренческих подоплек?
– Мне кажется, эта песня («Русская женщина». – «МК») не для «Евровидения», но мне импонирует, что это – новое звучание из России, новая стилистика, свободная, смелая, самобытная, своеобразная, не попсовая, авангардная, что там так умело и сочно перемешаны разные этнические стили. Это очень популярный и прогрессивный тренд в контексте мировой музыки. Конечно, это – не для массового слушателя, но, может быть, именно этим песня и выделится среди остальных. Победила же (в 2018 г.) девушка из Израиля Нетта – тоже с достаточно необычной песней, которую трудно было назвать стопроцентно евровидийной. В любом случае нас запомнят, а Манижа получит дополнительный шанс, чтобы ее услышали во многих странах мира и восприняли ее музыкальную культуру такой, какой она себе ее представляет.
– А тот же Билан, когда ехал во второй раз побеждать «Евросонг» со своей вычурной балладой Believe! Тоже все колотились в падучей – что песня-де совсем не для «Евровидения»…
– Сейчас все меняет свои форматы и выстреливает там и тогда, когда даже и не ждешь. Просчитать невозможно. Так что очень хорошо, что Россия в этом году заявляет такую интересную тему с Манижей и ее песней на «Евровидении». Она – очень цельный артист.
– Вернемся к высочайшему указу. Для вас, артистов, до сих пор так важны эти звания? Я к тому, что если представить, например, Мадонну или Леду Гагу со званием «народной артистки США» – можно ж со смеху помереть…
– Ну, может, таких званий там и нету, но и на Западе артистам вручают госнаграды: кому – Орден почетного легиона, кому – орден Британской империи, звания сэров, пэров и т.д. Какие-то почести артистам так или иначе оказываются и на государственном уровне. У нас – вот такая самая высокая награда, признание заслуг артиста. Это очень почетно.
– И теперь ты себя будешь ощущать по-другому?
– Анита Цой всегда останется собой, всегда близкой к людям, к народу. Просто пройден достаточно большой путь на сцене за эти годы, сделано очень много, в том числе хороших, добрых дел, и не всегда связанных непосредственно с творчеством, а с той же благотворительностью, например. Ведь служение артиста – это намного больше, чем просто сцена. Та же благотворительность – важная социальная история, потому что именно нам, артистам, которых любят, уважают, в которых часто видят последнюю надежду, люди рассказывают о наболевшем, обращаются за помощью, и мы, я считаю, обязаны помогать там, где и как можем. А когда видишь результат своих трудов, то это невероятно вдохновляет. Особенно когда все делаешь от чистого сердца. И мне, конечно, искренне приятно, что это замечено и отмечено, и обязывает работать с еще большей энергией.
– В советские времена эти звания давали еще и неплохой гешефт – и статусно-иерархический, и материальный: льготы, талончики в спецсекцию ГУМа, прибавки к зарплатам, пенсиям. То есть подкидывало государство копеечку из скромного народного бюджета…
– Сейчас с этим, конечно, не совсем так, но в любом случае – это статус, большое звание, почет.
– После участия в том же «Евровидении», даже неважно с каким результатом, наши артисты обычно сразу выставляют новый ценник. Звание народного артиста можно конвертировать в цену на билеты или за корпоративы? Задрать их, скажем, заоблачно…
– Аха-ха... Знаешь, мне сказали, что можно. Говорят: «Цой, увеличивай ставку и райдер побольше выставляй!» Шутка, конечно. Дай бог, чтобы шоу-бизнес сейчас оклемался от этого коронавирусного года, побыстрее встал на ноги. На самом деле не все на деньгах строится: очень важны человеческие отношения, то, какими людьми ты себя окружаешь и какие люди идут с тобой по жизни.
– Еще до указа президента народной артисткой тебя явно признал Филипп Киркоров, судя по тому исступлению, с которым ему мерещится Анита Цой чуть ли не в каждом участнике шоу «Маска», где он председательствует в жюри…
– Мы виделись недавно с Филиппом. Обнялись, расцеловались очень тепло и нежно. И даже обсудили эту тему.
– То есть он выпытывал у тебя, не прячешься ли все-таки под какой-то маской?
– Ну, бывает такое – могу же я мерещиться иногда. По-моему, это – к счастью.
– К чьему счастью – твоему?
– Филиппа! Не он же мне мерещится везде… На самом деле мне очень льстит, что он так высоко оценивает мои скромные возможности.
– И он не одинок. Видишь, теперь еще и президент их оценил.
– Знаешь, если ты почувствуешь, что у меня выросла корона, разрешаю тебе стукнуть меня по голове.
– Главное не корона, а ее размер – чтобы мозг не сдавливался. Но твой раскосый корейский глаз, судя по всему, наметан на подбор правильного размера филигранно. Так что – самые искренние поздравления от всего нашего дружного «МК»!
– Спасибо! И мне очень важно поблагодарить всю свою семью, свою команду, которая все эти годы была со мной. Без этой поддержки, их такта, терпения, искреннего участия в моей судьбе мне было бы намного сложнее идти по тому замечательному жизненному и творческому пути, который я для себя выбрала много лет назад.