Картины развешаны по стенам небольшого пространства и спускаются на подвесах сверху. На черной стене надписи наезжают одна на другую. «Дорогая Ирина Михайловна, спасибо, что вы поверили в меня», «Если бы не вы…» — надписей целая стена, суть одна — благодарность теоретику от практиков.
Ирина Филатова была действительно уникальным человеком в масштабах нашей страны, сподвижником искусства, влюбленным в свое призвание и воспитавшим не одно поколение современных художников. Когда Ирина Филатова вместе с Мариной Образцовой создали одну из первых московских галерей (это было 29 лет назад), они не предполагали, что откроют много новых имен, будут способствовать развитию галерейного дела в стране.
— Для нас это была не просто работа, а жизнь, — рассказывает на открытии выставки «Открытое письмо» Марина Образцова. — Помню случай, как художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов посоветовали нам посмотреть работы молодого Дмитрия Шорина. Мы поехали в Петербург, где он жил, и увидели талантливые работы, но они поражали нас своим депрессивным настроением. Тогда мы пригласили его в Москву, начали работать с ним, и взгляд его на мир изменился.
Шорин — не единственное открытие кураторов. Дмитрий Гутов в свое время делал перформансы, запечатлевал их на фото. «Слушай, ты же живописец, — сказала ему Ирина, — а это другая история искусства. Ты должен этим заниматься». И Гутов сделал проект, вдохновленный философией Михаила Лифшица.
Выставка-посвящение Ирине Филатовой составлена из произведений художников, которых выделяла и поддерживала лично она. В экспозиции — работы, демонстрирующие ее великолепный вкус и кураторский талант. Среди них Белявская, Бруни, Брусиловский, Виноградов и Дубосарский, Головач, Гороховский, Горюнова, Гросицкий, Гутов, Данилов (Zmogk), Звездочетов, Инфанте-Арана, Ковылина, Коршунов, Кошляков, Кузнецова-Руф, Острецов, Савко, Смирнов, Тавасиев, Зураб и Лика Церетели, Шаблавин, Шелковский, Шорин. Кстати, Константин Звездочетов специально ко дню рождения Ирины Филатовой создал небольшую картину в голубых тонах «Случайный ангел».
Художники с нежностью относились к этой феноменальной женщине, которая умела любить и развивать авторов, помогая им оставаться самими собой. И их работы сложились в единую экспозицию-послание. «Открытое письмо» — это благодарность от всех, кто ее знал.