Веллер никогда не устремлялся к власти. Учился, работал и познавал Россию. Однажды в студенческие годы он все лето перегонял большое стадо с Дальнего Востока до Урала. Какой простор для наблюдений, для изучения мира и себя!
Ныне он интереснейший писатель, достойный уважения. Любопытна и вторая сторона обложки: на красном фоне — толпа молчаливых маленьких людей ждет, что скажет миру ясновидец.
Нам, безмолвным, терпеливым, никто реально не поможет! Живи, работай, не пищи! Ешь винегрет и лопай щи. Жалобы и бедствия народа извечно слышит Бог. И еще талантливый и размышляющий писатель. И мы с доверием открываем книгу.
На телевизионных встречах с автором мы не раз убеждались: Веллер и доступен, и открыт в своих суждениях. Но однажды очень популярный телеведущий позволил себе бестактность и грубость по отношению к позиции Веллера в обсуждаемой государственной проблеме. И справедливо поступил писатель: встал и удалился. А телекамера сочувственно следила за уходом философа.
Читающий народ ждет новых книг талантливого писателя и знатока жизни. Нас привлекает его неординарное мышление. Острота сегодняшних житейских проблем, затронутых Веллером в книгах, производит захватывающее впечатление.
Все жаждут знать, что же нас поджидает в ХХI веке. Автор не обещает современникам радостного и скорого прекрасножития. Послушайте его: «Увы, действительность отнюдь не радостна». Придирчивый читатель встретит в книге спорные и резкие обобщения в стилистике народных реплик, тем самым автор пробуждает наше желание вступить в спор. Вот одно из них: «Марксизм учит: ограбь, убей и подели награбленное. А все, кто выше уровня пролетариата, — враги, жиреющие за твой счет. Давить их беспощадно… Это добродетель и доблесть. И будет тогда всем счастье, а тебе почет и уважение».
Что-то похожее звучало в репликах партийного начальства. Авторское обобщение иронично. Действительно, «марксизм освобождает от необходимости думать и иметь совесть». Напрасно старались партийные боссы. Во все времена умный человек не отказывал себе в удовольствии быть острым на язык.
Сам Веллер в общении с людьми сдержан и тактичен, стремится к точности и объективности. В новой книге открывается незаурядный дар азартного публициста, дерзкого и независимого мыслителя, к тому же еще и острослова. Манера общения философа с читателем непосредственна и дружелюбна. Так общаются с друзьями.
Со студенческих времен он стремился искать свой путь к познанию жизни и непростых явлений бытия. Ничего иждивенческого, разрушительного и агрессивного он никогда в себе не моделировал. Иждивенчество — не его стихия!
В новом сочинении нам предоставлен психологический и вполне разумный ключ к необходимости самовоспитания! Он доступен каждому разумному человеку.
Поразмышляйте над афоризмом Веллера: «Главное в профессии мечтателя — остаться в живых, когда его мечта сбудется. Эта мало кому удавалось». Не берусь оспорить аналитическое суждение философа. Но всем нам есть о чем задуматься!
Речь Веллера отточена, афористична. И не проста. Холодное слово «глобализация» для большинства пока остается загадкой. Почему? Вот мнение писателя: «Глобализация — это абсолютно новая политико-экономическая ситуация на планете. Принципиально новое планетарное экономическое устройство».
Читатель хочет осознать новинку. Послушаем философа: «При этом устройстве — уровень развития производства позволяет создать для простолюдинов всего мира — дармовой социализм. А вернее — паразитический коммунизм. Каждый может иметь пищу, одежду, жилье и развлечения, удовлетворяющие его потребность. Ничего для этого не делая».
На первый взгляд — это просто бред какой-то! Писатель размышляет и приводит свое философско-экономическое допущение: что же будет в стране с таким огромным обществом нахлебников? Читаем Веллера: «Для подавляющего большинства — это путь к деградации и вырождению. Таков грядущий удел большинства». Скромный человек, напуганный таким губительным грядущим, пригрезит себя среди этого гибнущего большинства. И задумается.
Тонкий психолог, он вдохновляет современников — «есть еще возможность спасти себя от распада: не позволять добровольно разрушить в себе свой природный дар и свои достоинства. И тогда, по Веллеру, «мыслящая активная элита вознесется к своему идеалу, а большинство — самые умные, энергичные, жизнелюбивые — сольются в новую мировую элиту».
Вот так, друзья, не теряйте надежды. Читайте книгу Веллера, смело и мужественно выбирайте свой жизненный путь. Писатель перебирает все возможности мирового преобразования и осуществления «вечной идеи всеобщей справедливости».
Человечество многое опробовало. Аналитик заглядывает в грядущее и преподносит жесткий прогноз: «Коммунизм как вечная идея справедливости, счастья и равенства — это, строго говоря, идея уничтожения ради улучшения любой общественно-политической формации». И факты всемирного опыта позволяют философу подойти к обобщению. Вот оно: «Коммунизм как вечная идея уничтожения ради улучшения».
Наш добросердечный современник завершил свою мысль простонародным обобщением: «Нет смысла собачиться там, где можно жить мирно».
Нельзя нам ждать от нашего современника абсолютно точных обобщений в грядущей жизни. Соглашательство и терпение — наши главные примирители с жизнью. Что нам надо прежде всего? Закалить свой характер, воспитать мужество, чтобы осуществить свое жизнелюбивое намерение участвовать в обновлении мира и в этом обрести существенную поддержку, успокоение и счастье.
Оптимист радует современников добрым предсказанием: «А большинство — самые умные, энергичные, жизнелюбивые — сольются в новую мировую элиту. И вся планета будет к их услугам. И они будут жить работой, наукой, искусством, спортом — ибо их энергичные натуры требуют дела».
Вот мы и стараемся так жить. Спасибо, мудрый Веллер, за пророческую книгу.