Вообще-то Манизер — это целая династия художников, скульпторов, берущая основание от Генриха Манизера, известного живописца. Его второй сын Матвей стал выдающимся скульптором, продолжив художественную традицию семьи. Кстати, в семейной истории есть забавный случай, который можно рассматривать как символическое пророчество будущей профессии Манизера-младшего. Четырехлетний мальчик, гуляя в Летнем саду, желал подробно рассмотреть памятник баснописцу Крылову и застрял головой в бронзовой решетке памятника. Все попытки достать любопытного отпрыска результата не дали, отец уже хотел вызывать слесаря, который бы распилил решетку, но отчаянный поворот головы освободил малолетнего «заключенного». Позже скульптор шутя комментировал это происшествие как «раннее пробуждение повышенного интереса к монументальной скульптуре».
С первой попытки в Академию художеств Манизер не поступил, но зато поступил на астрономический факультет Петербургского университета, серьезно занялся высшей математикой и ни разу не пожалел о потраченных на эту науку времени и силах. Мало того, Матвей Манизер окончил еще и Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Уже став признанным скульптором, он продолжал играть на виолончели не только для друзей и гостей дома, но и участвовал в профессиональных концертах.
И все же этот разносторонний художник вошел в историю как выдающийся скульптор, автор почти ста установленных в стране памятников различным деятелям науки и искусства, вождям революции, военачальникам. Кстати, первый бронзовый памятник в СССР — Володарскому — его и стоит в Петербурге. Чапаев — в Куйбышеве, Ленин — в Ульяновске, Шевченко — в Харькове. А скульптуры участников революционных событий в метро на «Площади Революции» до сих пор восхищают строгостью линий, правдой образов, отнюдь не помпезных. В социальных сетях их называют «сакральными и чудотворными». На здании Петровского пассажа в Москве — замечательный рельеф «Рабочий».
Матвей Манизер был счастливым человеком: занимался любимым делом, не попал в жернова истории, был признан и награжден. Во время войны по дороге из осажденного Ленинграда чудом остался жив, когда последний поезд, покидавший город на Неве, попал под бомбежку. С ним в купе ехал капитан первого ранга, и, когда вокруг начали рваться снаряды, тот скомандовал: «Лежать!» Все, кто в панике побежал по вагону, были убиты или ранены, а лежавший на полу Матвей жив. В память об этом страшном моменте скульптор сохранил номерок от своего места — его пробил осколок снаряда.
Жена его Елена Янсон тоже была скульптором, и с ней он прожил долгую счастливую жизнь. Существует два их портрета: он изваял Елену из белого мрамора, а она вырубила его портрет из дерева. Если их поставить рядом, то увидим, что они смотрят друг на друга. Эти одержимые счастливы вместе.
В монументальной скульптуре он не только отражал время, но и был его участником. Так, 5 марта 1953 года в его московской квартире ночью раздался звонок: «Надо снять маску», но с кого, не уточнили. Манизер уехал снимать маску со Сталина, о смерти которого стране объявили только на следующий день. Он оставил описание этого секретного процесса, но это уже совсем другая история. Сегодня же мы вспоминаем удивительного мастера из удивительной династии художников Манизеров.