МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

"Вас грабят, что же вы молчите?": мультипликаторы вспомнили слова Путина

Создатели лучших мульфильмов хотят спасти созданных ими героев от разграбления

«Вас грабят — а что же вы молчите?» — так заявил Владимир Путин на встрече с легендарными советскими мультипликаторами десять лет назад, в 2011 году. Те пожаловались ему на то, что у них отнимают авторские права на популярных рисованных персонажей.

Так кому же сегодня принадлежат «Ежик в тумане», «Тайна третьей планеты», «Рыжий, рыжий, конопатый» и остальные шедевры «золотой коллекции» отечественной мультипликации?

Ветераны легендарного «Союзмультфильма» опасаются, что очень скоро все бессмертные мультяшные образы перекочуют в частные руки.

О том, кто и как сегодня зарабатывает на мультипликационной классике, в расследовании «МК».

Юрий Норштейн. Фото: ru.wikipedia.org

«Многих из моих коллег уже и на свете нет, и, как вы понимаете, такие разборки не добавляют ни сил, ни здоровья оставшимся, мало того, я считаю, что все эти скандалы прямо противоречат государственным интересам», — считает Юрий Норштейн, знаменитый мультипликационный режиссер, придумавший в том числе «Ежика в тумане».

«Речь идет о существовании самой мультипликационной отрасли», — уверен Норштейн.

Крупнейшая в Европе киностудии «Союзмультфильм» была организована в 1936 году. «Золотой коллекцией» принято называть порядка 1500 лучших мультфильмов, снятых вплоть до распада СССР.

Увы, немного осталось тех, кто творил в великую эпоху отечественной мультипликации.

Гениальные, заслуженные, любимые, самым молодым из ветеранов мультипликации уже далеко за семьдесят.

Леонид Шварцман. Фото: ru.wikipedia.org

А автору крокодила Гены и Чебурашки Леониду Шварцману в 2020-м и вовсе отметили вековой юбилей.

Владимир Зуйков, нарисовавший Винни-Пуха. Наталья Дабижа, режиссер кукольной «Каши из топора». Наталья Орлова, художник фантастической «Тайны третьей планеты». Андрей Хржановский, снявший «Дом, который построил Джек». Леонид Носырев, придумавший «Рыжего, рыжего, конопатого»...

«Тайна третьей планеты».

За минувший год ветераны мультипликации написали два письма на имя премьер-министра Михаила Мишустина. Одно было отправлено ещё в марте. Под вторым, в декабре, за несколько дней до смерти, успел поставить свою подпись и Александр Курляндский, папа «Ну, погоди!».

«Считаем, что в нашем кинематографе накопилось немало проблем, требующих новых подходов для их разрешения. Среди важнейших задач такого рода — вопросы сохранения и использования советских фильмов. Особенно актуально это в отношении «золотой коллекции» из более чем 1300 мультфильмов...» — написано в одном из обращений.

Как оказалось, шедевры «золотой коллекции» — лучшие мультфильмы СССР, вскоре могут пойти с молотка. Давно обсуждается вопрос о приватизации ФГУП ТПО «Киностудия «Союзмультфильм», новые хозяева получат полные права на любое использование, переработку художественных произведений или его героев — без согласия с авторами.

Да, мнение создателей по поводу того, что должны будут делать и как выглядеть придуманные ими персонажи, никто не спросит. «О нас с пренебрежением вытирают ноги: «Чего хотят эти старики?!» — восклицает Юрий Норштейн.

«Чебурашка и крокодил Гена», 1969 г.

Что смотрел маленький Путин?

Коллекция «Союзмультфильма» — общенародное достояние, как и Эрмитаж, Большой театр, Третьяковская галерея. Никто не спорит, что почти полторы тысячи лучших мультфильмов должны обладать особым статусом и находиться под охраной государства.

Сегодняшние дети с их гаджетами под рукой вряд ли смогут понять, какое это счастье, считать минуты до начала любимого мультика по телику.

Наверняка маленький Володя Путин, родившийся в 1952-м, рос на «Мухе-Цокотухе» (1960), «Чиполлино» (1961)...

«Ежик в тумане».

А будущий глава правительства Михаил Мишустин, появившийся на свет в 1966-м, смотрел «Чебурашку и крокодила Гену» (1972), «По следам Бременских музыкантов» (1973), «Ежика в тумане» (1975)...

Часть нашего общего культурного кода, старые и добрые советские мультфильмы учили нас тому, что добро всегда побеждает зло, дружба — самое главное на свете, а счастье не в деньгах.

Как любая драгоценность, «золотая коллекция» не единожды привлекала внимание тех, кто хотел бы на ней заработать.

В 90-е годы «Союзмультфильм» сотрясали криминальные разборки. Распалась страна, трещала по швам великая мультипликация, в подъезде дома бандиты били по голове арматурой тогдашнее руководство студии, делили анимационные активы...

Но самый громкий скандал был связан с выкупом пакета из 1260 советских мультов известным актером Олегом Видовым, давно эмигрировавшим в США.

Видов с женой получили лицензию на прокат этих лент по всему миру. Михаил Барышников стал трендом проекта со слоганом: «Михаил Барышников. Истории из моего детства».

В сентябре 2007 года договор на прокат советских мультфильмов у Олега Видова, практически разорившегося на одних только судах, выкупил миллиардер Алишер Усманов, который безвозмездно передал «золотую коллекцию» на детский ТВ-канал.

Борьба за то, чтобы сохранить за государством собственность на лучшие мультфильмы, закончилась победой государства. Но непосредственные создатели мультипликационных шедевров не могли поверить в то, что коммерциализация плодов их творчества проедется катком и по ним самим.

Художника обидеть может каждый

Существует ли неотъемлемое право творца на его творение — книгу, картину, образ, музыку, фильм? Многовековая юридическая практика в области авторских прав утверждает, что да.

Например, отчисление гонораров поэтам-песенникам и композиторам везде поставлено на поток. Платят и кинорежиссерам, когда их фильмы демонстрируют по телевизору. Этот порядок четко отрегулирован законодательно.

Но почему-то в отечественной мультипликации, как жалуются сами создатели мультфильмов, все совершенно иначе.

Ни художники, нарисовавшие популярные мультяшные образы, ни режиссеры, снявшие мультипликационные фильмы, чаще всего от их использования ничего не имеют. Это касается, конечно, бесценной «золотой коллекции».

— Только крепостные художники когда-то были абсолютно лишены прав на то, что создали, и теперь мы», — считает Юрий Норштейн.

В советские времена авторские права на анимационный фильм как законченное художественное произведение принадлежали киностудии «Союзмультфильм» – работодателю создателей мультяшных героев. Авторам же платили потиражно, в зависимости от числа копий и от того какую прокатную категорию получал мультфильм.

Конечно, в СССР мультик был просто мультиком, поучительной сказкой, а не миллиардной бизнес-индустрией, способной приносить гигантские барыши своим правообладателям как на Западе.

Когда окончательно победил капитализм и «Союзмультфильм» вернул права на «золотую коллекцию», авторов, к тому времени людей пожилых, заслуженных, подвинули.

Как в лихие 90-е криминальные разборки, так в сытые нулевые судебные разбирательства сотрясали нашу мультипликацию. Дела о нарушении интеллектуальной собственности регулярно инициировал писатель Эдуард Успенский, автор книги о Чебурашке, крокодиле Гене и Простоквашине. Мировым соглашением завершился спор Александра Хайта (брата одного из создателей мультсериала «Ну, погоди!» Аркадия Хайта) с производителем детского шампуня. В 2003 году уже «Союзмультфильм» проиграл иск к изготовителям глазированных сырков, заключившими договор с художниками Эдуардом Назаровым и Владимиром Зуйковым на тиражирование Винни-Пуха.

В 2006 году старейший мультипликатор Леонид Шварцман тоже судился с болгарской косметической компанией за использование мультипликационного изображения Чебурашки. Головинский суд Москвы отказал Шварцману в удовлетворении иска.

«Ничего, кроме нервотрепки, мы не получили, — рассказывает Наталья Орлова, художник-постановщик «Тайны третьей планеты». — Когда мы, художники, узнавали, что кто-то использует наши персонажи в коммерческих целях, то чаще всего были не в состоянии бороться с этим беспределом. У нас не было ни опыта, ни дорогостоящих адвокатов».

В свое время самой Наталье Орловой тоже пришлось вступиться за честь своих рисованных героев. Алиса Селезнева, капитан Зеленый, инопланетянин Громозека в виде пластмассовых фигурок были заточены внутри шоколадных яиц.

Художница, лауреат премии «Эмми» и «Медали мира» подала в Головинский суд Москвы иск о нарушении авторских прав.

Производители сладостей заявили, что требования Орловой должны быть переадресованы киностудии, с которой бизнесмены и заключили договор: «Вопрос о материальных претензиях должен урегулироваться между Натальей Орловой и ее работодателем».

«Разумеется, все суды я проиграла. И это было унизительное состояние — что-то доказывать, выступать в роли просителя...»

«Моего Антошку столько раз использовали на всяких тюбиках — и зубных пастах, и коробках конфет, ничуть не интересуясь моим мнением! — восклицает Леонид Носырев, режиссер «Рыжего, рыжего, конопатого». — Авторское право в мультипликации уничтожено полностью. Даже для того, чтобы устраивать творческие встречи со зрителями, мы должны спрашивать теперь разрешения у киностудии».

Очередь желающих использовать знакомые всем с детства образы велика: и в бизнесе, и в политике, и в рекламе, и в игрушках. Героев можно продавать, сдавать в аренду и прочее...

Как указано мультипликаторами в письме премьеру, «Союзмультфильм» ежегодно получает за использование коллекции и персонажей порядка 200 млн рублей». Страшно представить, о каких суммах может идти речь, если мультфильмов — 1300, из них 200 — суперхиты.

«При этом нам пытаются доказать, что мы, их создатели, должны молчать в тряпочку: мол, в Советском Союзе авторы мультфильмов действовали в рамках служебного задания, дескать, что сверху спускали, то мы и рисовали. Это даже смешно, мы ведь не токари на заводе, которые вытачивали детали по чертежу! — продолжает Юрий Норштейн. — Никто нам не указывал, каким должен быть «Винни-Пух» или «Ежик в тумане». Мы были свободны и независимы в своем творчестве».

Но именно на этом постулате — художники рисовали, а режиссеры снимали согласно ТЗ, и поэтому не имеют никаких юридических прав на свои творения, и построена сегодняшняя философия правообладателя-киностудии.

«Сейчас пишут продолжения популярных мультфильмов, например, те же «Каникулы в Простоквашино», но ведь саму историю придумал Эдуард Успенский, а снял Владимир Попов, который ничего за это не получил и которого уже давно нет на свете. Получается, можно будет взять любой персонаж и делать с ним все что угодно. Мой «Ежик в тумане», которого нарисовала моя супруга Франческа Ярбусова, стоит в первоочередном списке таких переделок, поэтому я не буду молчать», — заявляет Юрий Норштейн.

«У нас была очень хорошая встреча с президентом десять лет назад, Путин все четко понял и дал поручения, — продолжают ветераны. — Но чиновник высокого ранга, которого поставили этим заниматься, сначала, насколько мы знаем, потерял все документы с этой встречи, а затем и вовсе перешел руководить подготовкой к Олимпиаде, и про нас забыл».

В 2016 году в Кремле, когда 98-летнему на тот момент художнику Леониду Шварцману вручали президентскую премию, тот опять поставил вопрос перед главой государства о юридических правах создателей на их героев, и получил однозначный ответ, что в этом деле будет получена полная прозрачность.

«Да, какие-то выплаты стали периодически производиться, но прозрачности и системы в этом деле до сих пор нет», — переживает режиссер Леонид Носырев.

По словам старейшего мультипликатора России Леонида Ароновича Шварцмана, за права на использование пятидесяти наиболее известных мультгероев одна из компаний заплатила самим создателям... 5 тысяч рублей.

Подвешенные за ниточки

Чебурашка, Дядя Федор и другие, Волк и Заяц — уже давно не только мультгерои. 120 самых популярных персонажей превращены в товарные знаки.

Которые принадлежат — кому?

И тут от частных интересов художников мы переходим к интересам государства.

Сама киностудия множество раз меняла свою форму собственности, изменяла названия, неизменным оставался только главный бренд — «Союзмультфильм».

После отчаянного письма мультипликаторов в марте прошлого года на имя премьера Мишустина с просьбой не приватизировать «золотую коллекцию» было принято решение об отчуждении прав в пользу Госфильмофонда России, который и должен был являться постоянным хранителем собрания мультфильмов.

«Это вселяло надежду, что государственные интересы и права авторов мультфильмов наконец будут защищены», — говорят ветераны.

Однако через полгода они с удивлением узнали о том, что буквально за их спинами, в ноябре и начале декабря 2020-го, были подписаны еще два договора, по которым коллекцией до 2035 года распоряжается уже не Госфильмофонд, все права на нее снова вернули «Союзмультфильму», при этом саму киностудию к 2022 году планируется приватизировать... Это значит, что мультипликационных героев — самый дорогой актив — кто-то приберет к своим рукам.

Тогда на свет рождается еще одно письмо премьеру, к которому накануне смерти успел присоединиться и легендарный Александр Курляндский: «Приготовления приватизации завершаются и, как нам стало известно... Госфильмофонд в течение 15 лет будет получать лишь фиксированную сумму лицензионных платежей, которая в 2021 году составит аж 2 млн рублей. Именно из этих средств и должно будет выплачиваться авторское вознаграждение.

Подписание этих договоров выведет оборот прав на мультфильмы и персонажи из сферы государственного контроля почти на весь срок действия авторских прав. Предлагаемая схема фактически делает авторов и представителя государства — Госфильмофонд — заложниками частных интересов».

Что ж, если ничего не изменится, в ближайшем будущем тот же «Ежик в тумане» может вполне рекламировать капли от насморка или... детские подгузники. Он может продолжать оставаться смешным зверушкой или стать... бандитом. Может учить подрастающее поколение добру, а может — как обманывать и мошенничать.

Причем самого ежика можно будет как угодно перерисовать, к примеру, приделать ему рожки или убрать фонарик. Словно в «Золотом ключике» куклы, подвешенные за тонкие ниточки, управляются всемогущим Карабасом Барабасом.

А их мультипликационные родители, «папы и мамы Карло», увы, ничем не могут помочь.

P.S. Вот конкретные предложения из открытого письма мультипликаторов Михаилу Мишустину:

«В приоритете должны быть художники, а не менеджеры. Паразитируя на коллекции «старых» мультфильмов, они не создают ничего равноценного. Одним из способов может стать передача прав на мультфильмы и товарные знаки на основе предоставлении простой (неисключительной) лицензии, что позволит государству в лице Госфильмофонда реально контролировать ситуацию. В силу важности проблемы просим Вас: приостановить приватизационные процедуры..., а также согласование и заключение лицензионных договоров между Госфильмофондом России и предприятием; исключить права на товарные знаки из приватизационной массы... и передать их Госфильмофонду России; с учетом поручения Президента... от 26 марта 2019 года осуществить с привлечением представителей авторского сообщества комплексную проверку использования прав... на «золотую коллекцию» мультфильмов и персонажей. ...По результатам вынести вопросы рассмотрения сделок... и их согласование на уровень Правительства Российской Федерации. Надо обеспечить полную прозрачность использования коллекции, при этом авторы должны иметь право контролировать этот процесс».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах