В день рождения композитора, который он отмечает 19 февраля, мы поговорили о том, как песня находит своего исполнителя и что представляют собой звезды шоу-бизнеса, когда они не при параде на сцене, а в звукозаписывающей студии.
— Владимир, с какой песни началась ваша звёздная тропинка?
— С песни «С нами Бог». Мой старый друг Сергей Петров, долгие годы бывший главным режиссёром «Славянского базара» (кстати, это он в свое время вывел меня на сцену как исполнителя) услышал ее и захотел именно этой песней закрыть фестиваль, но чтобы исполнил ее обязательно Валерий Леонтьев. Петров заручился поддержкой Ноны Хадиковой, тогда музредактора ГЦКЗ «Россия» (это была высочайшая должность в советской эстрадной индустрии, считайте, «главный музредактор СССР) и они отправились к Валере уговаривать того на сие действо. Леонтьев согласился. А во время его исполнения «С нами Бог» к пульту фестиваля подошли представители президента Белоруссии и попросили на этой песне, а не во время гимна Белоруссии, который должен был звучать в финале, дать отмашку началу фейерверка. Так что это был просто потрясающий успех.
— «С нами Бог» — песня серьезная, а вот вторая ваша песня, которую взялся исполнять Валерий Леонтьев, «Девочка дурмана наелась», была скорее, как бы сказали сегодня, «чистым хайпом». Она и в наши дни звучит провокационно и легко конкурирует с молодежным контентом. Что у этих совершенно разных песен могло оказаться общего?
— Песня «С нами Бог» написана на стихи известного русского философа и поэта Владимира Соловьева, а «Девочка дурману наелась» — на стихи Бунина. Так что, как бы не кичилась сегодняшняя молодежь своей смелостью, — все написано до них.
— Ваши песни, которые исполняет Валерий Леонтьев, написаны преимущественно на стихи поэтов «Серебряного века»: Блок, Ахматова, Цветаева, Пастернак. Немногие композиторы, которые пишут популярную музыку, берутся за такие строчки. Почему?
— Чем проще стихи, тем легче создать музыку композитору, и элементарнее исполнителю донести песню до слушателя. Понятно, что «два кусочека колбаски» поорать в том же караоке может каждый, а «Помолись, дружок, за бессонный дом» ты будешь сидеть и только слушать. Ну или не будешь — уйдёшь от сложного к простому. Поэтому для таких песен нужен действительно гениальный исполнитель, который поймает трепет великих строчек, найдёт в своей душе им созвучие и сможет спеть так, что у слушателей замрёт душа. Поэтому мне так повезло с Валерием Леонтьевым: из его уст «золотые» строки не звучат ни фальшиво, ни пафосно — это большое благо для нашей эстрады и для меня лично.
— Некоторые осуждают вас за то, что вы немного изменили в песне «Виновник» великую Ахматову, чем вы оправдываете себя?
— Во-первых, это все такие эстрада, а не лекции о творчестве поэта, а во-вторых, у людей возникнет необходимость пойти посмотреть, что там в оригинале. И вообще, на сегодняшний день, когда артисты со сцены разговаривают матом, чтобы достучаться до слушателей, немного изменённый текст с женского варианта на мужской — это, можно сказать, шорты на нудистском пляже. Вспомните тот же «Сонет» Шекспира в исполнении Пугачевой: Алла Борисовна также заменила там слово.
— Вы вообще очень разборчивы в выборе поэтов — это залог успеха?
— Во многом — конечно. Но я еще к тому же просто люблю поэзию и много читаю классики, причём, не обязательно самых раскрученных авторов. У меня есть песни на стихи, например, Николая Минского «Сны беззаботные» — это русский поэт, писатель-мистик, умер он в Париже — интереснейшая личность. Композиция «Люби меня просто» написана на стихи Фёдора Сологуба. Но и многих нынешних поэтов я очень люблю. С Николаем Денисовым мы написали множество хитов: «Кленовый лист», «Ночной звонок», «Ягодка», «Шери», «Шестая жизнь», «Рыжая девочка», «Ветер знает» и многие другие. С Николаем Зиновьевым писали для Николая Караченцова и Александра Малинина. С Юрием Баладжаровым — для Валерия Яковлевича, Эдиты Пьехи, Иосифа Кобзона. С Сергеем Калиостро мы написали для Валеры «Вставай и иди», с Владимиром Ильичевым «Мое оружие Любовь». С Денисовым и Баладжаровым мы ещё и просто друзья по жизни.
— А вы могли бы написать музыку на матерные стихи?
— Я не представляю своих исполнителей матерящимися со сцены. Леонтьев? Гвердцители? Пьеха? Я уже не говорю, чтобы себе такое когда-то позволил Кобзон. А потом, куда интереснее, когда «острые песни», с перчинкой, так сказать, получаются на стихи классиков. Пример тому та же «Девочка дурмана наелась». У меня ещё есть песни такого плана: тоже классика — Есенин, Брюсов — они пока ждут своего исполнителя.
— Почему ваших песен нет в репертуаре Аллы Пугачевой, случайность или дело принципа?
— Ну, конечно, не так однозначно, чтобы дело принципа. Просто я считаю, что Леонтьев и Пугачева — две равновеликие величины на сцене. Выбирать все время, кому предложить первому очередную вещь... ну это как метаться тому самому ослу между двумя стогами сена и в результате умереть от голода. Я поэтому выбрал Валеру — он был первым, с кем свела судьба. Значит, в том есть Божий промысел! И, надо признаться, я не пожалел о своём выборе ни разу! Но зато у меня есть песня, посвящённая Пугачевой. Называется «Маленькая моя». Исполняет ее, естественно, Филипп Киркоров: многие посмеиваются над его преданностью Пугачевой, а мне это очень импонирует: человек не должен стесняться своей любви. Это как раз — грех, а не когда наоборот.
— Была какая-то песня, которую мог бы спеть Леонтьев, но она «ушла» в другие руки?
— «Цветёт малина за окном» лежала у Леонтьева четыре года, и в итоге «ушла» к Николаю Баскову и Софии Ротару, Они спели ее дуэтом и с большим успехом.
— Валерий Яковлевич не обиделся?
— Нет, сказал: «Песня попала в хорошие руки».
— Как происходит выбор исполнителей: они — к вам или вы — к ним?
— По-разному. Например, Кобзону я предложил песню. Подошёл и спросил: «Не споёт ли Маэстро одну песню на моем юбилее?» Ответ был потрясающий: «А почему только одну?» В итоге Иосиф Давыдович взял в свой репертуар сразу три моих песни. А бывает, приходит исполнитель и говорит: «Разреши хоть за великими перепеть», но и для них что-то находится своё.
— Леонтьев, Киркоров, Басков, Ротару, Успенская — приятно, когда твои песни поют такие величины, но и молодых ведь должен кто-то обеспечивать репертуаром? Вы или уж точно не Вы?
— Ну почему нет, я — не сноб, работаю с молодыми, никогда им не отказываю. С Аликом Бендерским мы записали буквально в последний год целый альбом, и он был очень хорошо принят публикой — в Интернете тоже стал очень популярен, и Алик уже начал гастролировать. Я работаю с группой VIVA, с Евгением Анегиным, Юрием Кононовым, Александром Андриановым, с Натальей Ивановой — это молодые, но очень талантливые исполнители.
— Многие композиторы сами исполняют свои песни и сделали на этом и славу, и капитал: Юрий Антонов — кстати, у вас день рождения в один день, Вячеслав Добрынин. Почему вы не идёте по этому пути?
— Замечательные авторы! Юрия Михайловича — с днём рождения и всяческих благ! Что касается исполнять самолично… Ну как после Леонтьева я буду петь «Сны беззаботные», «Мэри» или «Волчью страсть»? Это же какой надо иметь голос и артистический дар, чтобы такие вещи «поднять»! Я, конечно, скромнее одарён в плане исполнения. Но какие-то более попсовые песни я охотно исполняю, и меня с ними приглашают выступать. Обычно я начинаю работать с песни «Вставай и иди» – она последняя, которая появилась в репертуаре Леонтьева, затем исполняю «Если ты уйдешь» и далее – «Виновник», «Ночной звонок», «Ягодка», «Цветет малина» и в финале обязательно – «Каждый хочет любить”. И уже можно спуститься в зал и «пустить микрофон по рукам» – народ сам споёт вместе со мной.
— Вы также, насколько я знаю, часто выступаете в качестве члена жюри в разных конкурсах, особенно детских — подыскиваете исполнителей на вырост?
— Дети очень преданы сцене, это сильно подкупает. У меня есть несколько детских мюзиклов на либретто Владимира Степанова, сегодня он один из самых востребованных детских писателей. В нескольких театрах страны шли и идут музыкальные спектакли «Роза и шипы», к которым я писал музыку и песни. Мне интересна эта работа. Я не могу сказать, что мы обделены детскими конкурсами. Но хочу отметить, что, например, детский вокальный фестиваль-конкурс "Baqytty bala" в Казахстане, на который я тоже был приглашён, проходит под кураторством Димаша Кудайбергена. Нашим юным талантам тоже такой сильный творческий покровитель совсем бы не помешал.
— Владимир, сегодня многие музыканты ворчат на молодых: дескать, нот то не знают — а пишут, наполнили российское музыкальное пространство дилетантами. Вы что думаете по этому поводу?
— Во все периоды эстрадного бытия были зерна и плевелы, и наши дни — не исключение. Время само отделит первое от второго.