Уже с самого первого зала зритель погружается в атмосферу цветаевской поэзии. Хотя свои бессмертные стихи она писала в комнате, находившейся этажом выше. А здесь Евгений Гриневич в сотрудничестве с музейным куратором Галиной Данильевой воссоздали белую залу, в которой звучат чарующие строки:
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами…
— Территорию всего первого этажа мы постарались сделать как зазеркалье — рассказывает корреспонденту «МК» Евгений Гриневич. — Есть пространство мемориальной квартиры и все, что происходит на первом этаже, — это ассоциации, навеянные поэзией, культурой дореволюционной Москвы и Серебряного века. Мы определили эту стилистику как оммаж Цветаевой.
— Как складывался этот проект?
— В начале у проекта было название «О любви», но в процессе работы стало понятно, что проект — об ИЗМЕРЕНИИ любви. Почему? Потому что это проект-корреляция, в котором взаимосвязаны не всегда сопоставимые в нашем сознании вещи. У нас есть первый зал «Между строк» — это книжный зал, где создается впечатление, что вы попадаете в пространство между книжных страниц, и в то же время такой хулиганский импульсивный посыл — это граффити команды ZUKCLUB в этом же зале.
Евгений Гриневич проводит своеобразную экскурсию по выставке. Минуя первый зал, посетитель попадает в интерактивное пространство, а вслед за ним оказывается свидетелем глобальной инсталляции. В темноте зала посетители видят над головой звездное небо и слышат манящий голос дивы русского романса Нины Шацкой:
Я помню ночь на склоне ноября.
Туман и дождь. При свете фонаря
Ваш нежный лик — сомнительный и странный,
По-диккенсовски — тусклый и туманный,
Знобящий грудь, как зимние моря…
Ваш нежный лик при свете фонаря.
Эти стихи Цветаевой в великолепном исполнении Нины Шацкой наполняют зрителей самыми искренними и светлыми чувствами.
— Для меня поэзия Цветаевой стала близка, когда я начала готовиться к спектаклю вместе с Ольгой Кабо «Я искала тебя», посвященному Марине Ивановне, — признается Нина Шацкая корреспонденту «МК». — Подбирая стихи для нашего проекта, я в полной мере узнала эту поэзию, познакомилась с ней. Несмотря на то что я часто слышала от композиторов, что цветаевские стихи не ложатся на музыку, почувствовала в них особую музыкальность.
— Насколько вам близка личность Цветаевой?
— Мне часто приходится слышать, что Марина Ивановна была человеком неоднозначным. Ее осуждают за отношение к детям. Но мне понятен ее великий, огромный, невероятный талант, та страсть, которая легко читается в ее стихах. Она была всеобъемлющей. Оказавшись в Елабуге, в первые месяцы войны без работы, без возможности печататься, Цветаева не смогла жить. Это ощущение возникает и в ее поэзии. Стихи Цветаевой стали мне близки еще и после посещения музея Марины Ивановны в Москве. Я познакомилась с бытом, с историей семьи. Мне позволили снять клип на одну из песен на стихи Цветаевой. Вся ее личность — огромная, неоднозначная — интересна мне. Романсы на стихи Марины Ивановны, которые есть в моем репертуаре, одни из самых любимых, и спасибо композитору Дмитрию Селипанову, сумевшему найти музыку, очень близкую мне по звучанию.
Нина Шацкая представляет два клипа на стихи Цветаевой. Один из них снят пару лет назад в мемориальной квартире поэта. Он погружает зрителей в уютную атмосферу летней Москвы и Патриарших прудов, родного цветаевского Трехпрудного переулка.
Переходим в следующий зал. Тут можно увидеть фотоработы Магомета Алекперли. Это экспериментальное пространство, импрессионистические фотографии-впечатления одного вида из окна, снятого в разное время. Алекперли в своих произведениях создает историю самого привычного и понятного каждому образа. Каждый день он вглядывается в знакомый пейзаж за окном, как в лицо любимого человека, и ищет в ставших родными чертах неуловимые изменения, чтобы запечатлеть новые настроения и оттенки. И в объективе фотографа, конечно, Москва — любимый город москвички Марины Цветаевой.
Наконец, завершают невероятное путешествие по цветаевскому зазеркалью графические работы Евгения Гриневича. Первые четыре — портреты четырех членов семьи Марины Цветаевой, которые жили в этом доме.
— Работы Евгения — абстрактная графика, метафоры чувств, среди них — портрет Марины Цветаевой и ее семьи, «ангелов этого Дома», как выразил замысел сам художник. Для нашего музея особенно дорого отношение Евгения к Дому как месту силы и творчества, к наследию Цветаевой. Вдохновение, подаренное художнику стихотворениями поэта, сегодня воплощено в проекте, призванном стать измерением любви — любви к Дому, — поясняет директор музея Елена Жук.
Поэзия Цветаевой бескрайняя и бесконечная, как бесконечны и поиски ее смыслов и очертаний. Выставка «Измерение любви» открывает двери в этот волшебный мир.