— Однажды, много лет назад, так случилось, что день рождения был без концерта. И я испытывал тогда щемящее чувство пустоты… — говорит Юрий Башмет в фойе КЦ им. Чайковского журналистам за несколько минут до выступления. — Поэтому для меня это традиция: без сцены я полноценно не проживаю минуты своей жизни. Вчера я умирал, сегодня я родился. День рождения нужно отмечать, особенно сейчас — в нашей ситуации, когда многие уходят, к сожалению. Многие из моих знакомых, близких и коллег… Сегодня, например, я собирался поехать на прощание с другом, чью жизнь унесла пандемия, но по времени не успел… Жизнь во всех своих проявлениях делает нас более крепкими.
Маэстро и сам перенес коронавирус: в конце сентября — начале октября он попал в больницу. К счастью, все обошлось, впрочем, по сей день Башмет чувствует последствия перенесенного заболевания. Именно поэтому для него так важно было собрать музыкантов и публику на традиционном концерте. Как раз к этому моменту смягчили ограничения: теперь зал может быть заполнен на 50% вместо 25%, как было ранее. Для публики, которая по-прежнему должна занимать места через кресло (шашечная рассадка) и находиться в масках (за этим тщательно следят сотрудники КЦ), создали медитативную атмосферу. Сцену и люстры украсили живыми цветами, благоухание которых разнеслось по всему залу и чувствовалось даже через защитные средства, а в воздухе витала легкая белая дымка.
Концерт открыла увертюра к «Летучей мыши» Иоганна Штрауса, которую оркестр «Новая Россия» под руководством маэстро исполнил в свете синих софитов. Следом на сцене появился харизматичный молодой француз — арфист Ксавье де Местр специально прилетел накануне, чтобы выступить на московской сцене. Он солировал в концерте для арфы композитора Франсуа-Адриена Буальдьё, имевшего большую популярность в Париже в начале ХIХ века, а также служившего придворным композитором в России (1803–1810). Финалом первого отделения стал Третий концерт Бетховена, где основную партию на фортепиано исполнил молодой пианист Дмитрий Маслеев. Он заменил Ефима Бронфмана, который не смог приехать в Россию.
Дело в том, что один из самых известных пианистов современности давал концерт в Амстердаме, а после него приехал в США на гастроли. Однако в Америке, где случаев заражения с каждым днем все больше, ужесточили правила карантина для прибывших из других стран. Поэтому Бронфману пришлось на две недели самоизолироваться, это и повлияло на график. Сам музыкант в порядке. «А что делать? Нужно подстраиваться под ситуацию, и мы нашли выход. Дима Маслеев — очень талантливый юный пианист, я получаю огромное удовольствие, слушая, как он играет Бетховена. Он с нами ранее играл этот концерт, сейчас уже окреп», — спокойно и добродушно сказал Юрий Башмет.
Во втором отделении прозвучали песни на музыку Франца Шуберта, где солировал баритон Маттиас Герне, прилетевший в Россию из Германии. А завершением праздничного выступления стал Концерт №5 Моцарта, где ведущую партию исполнил друг Юрия Абрамовича скрипач Максим Венгеров. С ним маэстро познакомился, когда Максим был еще ребенком, — 33 года назад они впервые выступили вместе на фестивале в Германии. Венгеров вырос на глазах Башмета — и превратился в заслуженного мастера, ставшего дважды лауреатом «Грэмми» и известным дирижером. «Для меня Юрий Абрамович как родственник — играть с ним большое удовольствие. Когда мы выступаем вместе, происходит химия: мы будто разговариваем посредством звуков», — поделился эмоциями Венгеров.
Впрочем, маэстро отметил день рождения не только на сцене. Главным подарком стал рисунок внучки, который она подарила ему с утра, и туш, сыгранный его дочерью Ксенией. Еще одной радостной новостью, пришедшей на днях, стало разрешение на проведение Зимнего фестиваля искусств в Сочи, который состоится в феврале. Вместе с ним откроется и сочинский Зимний театр, который был закрыт еще во время первого карантина. Там прозвучат помимо прочего и премьеры, которые скоро будут играть в Москве. На столичном Зимнем фестивале, в рамках которого проходит и концерт по случаю дня рождения маэстро, представят новый мюзикл «Свидание в Москве». Музыку для него сочинил композитор Александр Чайковский, в качестве драматурга выступил Михаил Палатник, а режиссером стал Павел Сафонов. Башмет уверен, что многие песни музыкального спектакля станут настоящими хитами.