МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

За кулисами сериала «Солнечный круг»: актеров приходилось сдерживать

Медведи, трюки и семейные династии на съемочной площадке проекта

Сериал «Солнечный круг» стал одной из самых заметных премьер начала года. Погружение в эпоху советских семидесятых трудно назвать новым жанром, однако цирковое закулисье — не самая исследуемая современным телевидением область. А здесь еще и детектив с налетом романтики.

Режиссер сериала Сергей Комаров (второй слева) был очень рад знакомству с медведем Степаном.

У режиссера «Солнечного круга» Сергея Комарова уже есть солидный опыт в самых разных жанрах. Он начинал с документальных фильмов, а потом снимал и триллеры и комедии и исторические проекты. Среди последних немало шума наделала мелодрама «Эти глаза напротив» о певце Валерии Ободзинском и сериал о советских авиаконструкторах и испытателях «Журавль в небе». Но цирк Сергей еще не снимал, поэтому во время работы на «Солнечным кругом» режиссера, как и актеров, ждали настоящие приключения.  

— Одной из самых интересных сторон этого проекта для меня была именно возможность провести довольно длительное время в цирке, — сказал Сергей Комаров в беседе с «МК». — Все-таки в моей режиссерской карьере это было впервые.

— То есть когда вам принесли сценарий, в котором было написано «Цирк, 1979 год» вас это не испугало?

— Там было много еще чего написано. В первую очередь мне конечно понравилось сочетание «супер-агент, девушка, Советский Союз». Он интеллигент с музыкальным образованием, она красавица, у него спецзадание, и еще здесь конфликт с романтической привязкой. Рецепт конечно не супер-новый, но мне это показалось интересным. И еще цирк, в котором я перед началом съемок не бывал уже очень давно. Так что я посмотрел представление на Вернадского, потом меня провели за кулисы, все это меня впечатлило. В итоге я не пожалел.

— В кадре у вас не только цирк на Вернадского…

— Кроме легендарного московского цирка мы снимали в шапито на Варшавском шоссе уже за МКАДом. И еще часть сцен сняли в Измайлово, в репетиционном центре, который остался еще с советских времен. Там мы снимали воздушные трюки с участием актеров, и гримерку главных героев. На Вернадского сняты сцены со зрителями, парады, выступления и еще закулисье. Когда работаешь над такими проектами, все время приходиться искать аутентичную среду, которой остается все меньше. И цирк на Вернадского очень крутой объект, он отлично сохранился. Мы провели там около двух недель, и лично у меня осталась масса впечатлений. Приходишь с утра, пока разворачивается техника можно сходить в буфет, а там клоун завтракает или дрессировщик. Снимали мы летом и цирке почти не было представлений, в основном шли репетиции перед фестивалем «Идол». И вот два манежа, расписанный график, сначала акробаты, потом всадник, потом кто-то собачку приводит. В общем будничная цирковая жизнь, которая совершенно особенная. Недаром же говорят, что цирковые люди живут в каком-то своем мире.

— И этот мир, судя по разным разговорам, довольно закрытый. Вам были рады за кулисами?

— Проблем не было, приняли нас очень хорошо. Там конечно царство Запашных и сами братья с нами пообщались, а потом выделили сопровождение, потому что они не могли быть все время на съемках. Нам помогал инспектор манежа, или, как его называют шпрехшталмейстер. Это цирковой конферансье. Инспектор манежа руководит художественной и технической стороной представления. В момент представления этого человека можно сравнить с пилотом самолета. Он руководит всем и все его слушаются. И вот у нас был такой консультант, который вырос в цирке, и выступал в советские годы. Просто кладезь  цирковых баек и легенд. А роль инспектора манежа у нас в фильме сыграл Виктор Стержаков. В массовке у нас настоящие цирковые актеры и им было очень интересно пообщаться с съемочной группой. Мне недавно сказали, что все цирковые знают о нашем проекте и с нетерпением ждали премьеры. Что конечно тоже накладывало на нас некоторую ответственность.

— Закулисье советского цирка окутано самыми разными легендами. Как много их попало в сценарий?

— В свое время действительно гремело дело фарцовщиков и контрабандистов, которые действовали через гастролирующую по разным странам труппу цирка. В этом деле были довольно тяжелые последствия для советских чиновников из министерства культуры. В то время все связаное с возможностью привезти из-за границы джинсы или валюту, попадало в опасную зону. С одной стороны люди зарабатывали, с другой конечно рисковали. С нами работал очень опытный сценарист Сергей Калужанов («Метод 2», «Мажор 3», «Комиссарша», «Время первых», — прим «МК»), и он оттолкнулся от реальных фактов. Но саму историю конечно не нужно воспринимать как точное документальное произведение. Многое в сценарии выдумано. Про это время можно снять интересную драму о конфликте героя с системой, но «Солнечный круг» — скорее романтический взгляд на семидесятые.

— Схожий подход вы использовали в вашем сериале «Журавль в небе» о советских летчиках-испытателях…

— Все зависит от сценария. Если он интересный, то такой взгляд на эпоху вполне оправдан. Вот я сейчас снимаю в Рыбинске триллер. Но это не потому, что я мечтал снять триллер, а потому что есть сценарий, которым интересно заниматься.

Все актеры, которые снимались в исторических проектах, как правило, с большим удовольствием вспоминают примерки образов. Какие реакции вызвали у звезд вашего сериала немного карикатурные по нашим временам прически из семидесятых?

— Конечно это всем нравилось. Залезть в клеша и примерить на себя необычный хаер… В тоже время для многих актеров, которые снимались в «Солнечном круге», эта эпоха совершенно незнакома, поэтому войти в такие образы было непросто. На старте подобные правила игры идут на ура, а вот что из этого получается должен судить зритель.

— Главных героев долго искали?

— Кастинг был серьезный. И на главную мужскую роль, которую сыграл Петя Рыков и на главную женскую, которая досталась Наталье Бергер, мы пробовали многих. И молодых, и тех, кто уже на слуху. Были интересные пробы, но не всегда складывался актерский ансамбль, что конечно некоторые артисты принимают за режиссерскую отмазку. Наталья Бергер на момент начала съемок еще училась, и наверное эта была ее первая большая роль. Петр Рыков играл во многих проектах, но я его не знал и впервые увидел на фотографии, которую мне показали перед кастингом. Но как только я увидел его лицо, то попросил пригласить на пробы. И когда он пришел, мы почти сразу его утвердили.

— У вас на площадке работали целые семейные династии. Это случайно получилось?

— Наверное случайно. Но тем не менее в сериале снимались Александр Лазарев младший и его дочь Полина. И Полину я позвал в своей следующий проект, она играла в сериале «Журавль в небо». Я ей очень доволен, она интересная актриса с яркой фактурой. Ее папа — супер-опытный и очень известный актер, и когда работаешь с людьми такого статуса, то часто видишь, что человек просто выдает на технике и на своем опыте нужный уровень. Но не более. А здесь мне показалось, ему было интересно. По крайней мере эта роль замминистра культуры Александру очень подходила. И конечно Виктор и Макар Запорожские, которые и сыграли отца и сына. У меня всегда есть некий скепсис перед началом проекта, но потом после кастинга появляются поводы для оптимизма. С Макаром Запорожским было очень интересно работать. Он импровизационный актер, всегда мощно включается, и мне кажется его еще ждут интересные роли. И была на площадке еще одна династия. Оператором-постановщиков работал мой старший сын. Я с ним, кстати, делал уже несколько проектов.

— Съемки цирковых сцен невозможны без захватывающих трюков, и судя по тому как выглядят некоторые из них, становится понятно, что многие актеры часто обходились без каскадеров…

— Многие трюки, и цирковые и драки, актеры исполняли сами. Конечно сами трюки ставят каскадеры, но степень самостоятельности артистов в этих эпизодах очень высокая. Женя Кулик сам прыгал из под купола на сетку. С Наташей Бергер работала дублерша, известная цирковая актриса, у которой как раз есть похожий номер. Но Наталья тоже провела немало времени на канате и многие вещи делала сама. Конечно очень хорошо когда можешь снимать трюк и видеть лицо героини высоко под куполом. Так что актеры проявили немало энтузиазма. Их даже сдерживать приходилось.

— И еще эта душераздирающая сцена, когда главный герой оказывается в клетке с медведем…

— С медведем отдельная история. Мы с Петей Рыковым поехали знакомиться с мишкой и братья Запашные нам предварительно все про него объяснили. Медведя звали Степаном, он опытный, уже снимался в кино, но расслабляться в работе с ним все равно очень опасно. Когда кошки, большие или маленькие, сердятся, то это по ним сразу видно. Клыки, когти, шипение, шерсть дыбом. А нашенский медведь сидит со скучающим видом и по его морде непонятно доволен, он или злится. Но потом может махнуть лапой и уже все плохо. Нам разрешили привезти Степана на Вернадского, где актеры с ним контактировали, причем довольно близко. И конечно я очень переживал во время съемок. Но Степан не подвел, у нас есть с ним групповая фотография.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах