У Коляды, как у артиста, рейтинг в Екатеринбурге высок. Первый заказ уже оплачен, хотя развлекать публику ему ещё предстоит в конце неделе.
- Я тут сижу себе спокойно дома, а мне на карту приходит 25000, - рассказывает Николай Коляда. - Откуда думаю: из театра, из авторского общества? Вроде не должно. Звоню в театр, а кассир наша говорит мне, что звонила какая-то женщина, хочет Дед Мороза вызвать со Снегурочкой. Компания человек 10 - взрослые в основном и двое детей. Кассирша стала предлагать ей наших молодых артистов, а заказчица: «Нет, хочу, чтоб сам Коляда». «Вы поедете, Николай Владимирович?» - спрашивает меня кассирша. Тут я задумался.
Сомнения Коляды можно понять - такое предложение для него совсем не по статусу. Он - уважаемый в Екатеринбурге и в стране человек, серьезное имя в современном театре: европейские компании любят ставить его пьесы про странную русскую жизнь, его театр с успехом и много гастролировал. А тут - каким то Дед Морозом предлагают походить. Не солидно.
- Я позвонил своему другу в Москву, в Геликон-оперу (он выступает на корпоративах, с большим опытом человек), - рассказывает Коляда. - А он меня спрашивает: «Коля, ты что, у кого-то украл деньги эти? Или, может, грабанул пенсионный Фонд? Снял с кого-то последнюю рубашку? Твоя работа такая - давай, пой, а деньги за это дали - перекрестись, спасибо скажи и домой быстро. И пусть они хоть всем столом хором поют с тобой, едят и пляшут. Делай свою работу и вперёд». Так сказал мой друг. А тут ещё и 25 тысяч мне уже перечислили. Послушай, у меня пенсия 17 тысяч.
Первый взнос на Коляду-Деда Мороза солидный - четвертак. В то время как артисты его театра за такую же работу получают по 6000, если работаю до 27 декабря, и после 27-го ставка возрастает до 8000. Разница понятна - Коляда и в Африке Коляда, дороже стоит.
- Короче, после разговора с другом решил, что и Снегурку возьму - Дашеньку Кызынгашеву. Я за час работы 25 тысяч заработаю. Да у меня монтировщик в театре, когда работал на заводе и медную поволоку там пять дней в неделю крутил, такие же деньги зарабатывал. А тут я выйду, попрыгаю. Если заказы ещё будут, ценник подниму. Все равно деньги в театр отдам, на зарплаты.
- Коля, а ты Дедом Морозом-то умеешь? Сейчас публика придирчивая и «выйду, попрыгаю» у неё не проходит.
- Это фигура речи. На самом деле я играю Деда Мороза с 14 лет. Между прочим, был главным Дедом морозом в нашем Дворце пионеров, ездил по садикам - это долго был мой заработок. У меня 1 метр 90. Я знаешь, какой шикарный Дед Мороз! У меня своя выходная ария была:
Я ребята был в полёте,
В реактивном самолете,
Облетел весь белый свет
И привёз вам все привет.
Ну и дальше начинается игра, весело.
- Неужели современные дети на такое покупаются? У них весь мир в гаджетах, они сегодня - другие.
- Да ты что. Дети до 7-8 лет верят в деда Мороза, и это прекрасно. Они это на всю жизнь запомнят. У нас в театре сейчас елка красивая стоит в центре зала, вчера 40 детей приходили, радовались, хороводы водили. Но я жду с ужасом, что сейчас, как в Петербурге, все елки для детей закроют. Это значит только одно - у ребятни забрали кусочек счастья. Я вспоминаю, как сам маленьким ждал Новый год и Деда Мороза. Мой дед играл на гармошке, и мы, маленькие, ходили вокруг сосны, звали Деда Мороза. Он пришел, и я увидел, что это – тетенька, переодетая в него. И я испугался, мне было страшно. Но я тогда не потерял веру в новогоднее волшебство. Мы искали подарки: открыли печку и туда заглянули - там таинственно сверкали угольки. И у меня до сих пор эта картинка перед глазами. Я вспоминаю с нежностью.
- В твоей практике встречался ребёнок-реалист, который не верил в Деда Морозам?
- Помню однажды один мальчик подошёл прямо в упор ко мне и сказал: «Ты - не настоящий Дед Мороз». Я даже обиделся, помню: «Это почему я не настоящий? Вот у меня посох, вот - шуба вся в снегу». А он все своё: «Не настоящий». Теперь, наверное, где-нибудь депутатом трудится. Но такое в моей жизни было только один раз. Вот сейчас посмотрим, как будут реагировать дети и взрослые. Не испортила ли их пандемия?