Но перспектива появления бронзовой скульптуры внезапно вызвала волну недовольства у ряда жителей микрорайона. Оппоненты выступили категорически против установки любого памятника в их районе. Правда, претензии, которые высказываются Елене, не имеют ничего общего с действительностью. Вдову обвинили в том, что прошло слишком мало времени после смерти ее знаменитого супруга, что пострадает двор близлежащих домов, что финансироваться работы будут из бюджета города.
Елена Этуш рассказала «МК», какой на самом деле планируется памятная скульптура в честь ее мужа и почему ее появление только украсит городское пространство, а не навредит ему.
***
Даже удивительно, что такое неполитическое событие как установка памятника деятелю культуры способно вызвать столь негативный отклик у горожан. «Памятник Владимиру Этушу ущемляет права москвичей!», «Это просто атака бронзовых артистов на город», «Считаем установку подобных памятников вредной для города», «Памятникам место на кладбище!». Послушаешь — и кажется, будто речь идет не о памятнике к 100-летнему юбилею всенародно любимого артиста, а о стоэтажном небоскребе. И ладно бы скульптуру хотели поставить во дворе посреди детской площадки — но это вовсе не так. Место, которое должна согласовать комиссия по монументальному искусству Мосгордумы, не относится к придомовой территории. Это небольшое пространство на пересечении Спиридоновки и Спиридоньевского переулка, куда скульптура сможет органично вписаться и стать украшением района .
- Елена, почему вы задумались об установке памятнику супругу и как выбрали место?
- Мне кажется, не совсем правильно называть это памятником. Памятник это — что-то монументальное, на большом постаменте, а мы хотим сделать городскую скульптуру. Ее размер будет минимальным из возможных: два метра 40 см — и это уже с основанием. Высота самой скульптуры — 2,15 м, основание 20-25 см. И это только в том случае если фигура будет стоять.
2 мая 2022 года Владимиру Абрамовичу исполнилось бы 100 лет. И мне показалось, что это достаточно серьезная дата для того, чтобы задуматься об установке памятной скульптуры.
Место я выбрала совершенно случайно — проходила мимо и обратила внимание на хорошенький «пятачок». Это место располагается на тротуаре улицы Спиридоновка напротив торца дома 22/2. Оно идеально подходит. Мы не собираемся ничего менять вокруг этого пространства, не будем ничего перекапывать или демонтировать. Планируем аккуратно вписать скромную камерную скульптуру в то, что уже имеется. Сам район был выбран уже не случайно — ведь именно здесь Владимир Абрамович прожил 41 год.
Еще один важный момент — памятник нельзя поставить везде, где кажется, что он может стоять. Для того, чтобы выяснить это, нужно заказывать документ под названием «геоподоснова». Это схема коммуникаций, которые проложены под землей. Если в указанном месте проходят коммуникации — памятник ставить нельзя, потому что в случае аварии к ним должен быть свободный доступ. В этом месте коммуникаций нет — так удачно сложилось.
- Горожане боятся, что рядом с их домами появится нечто огромное и несимпатичное. Но у вас совсем другое видение того, каким должен быть памятник?
- Конечно. Я с самого начала не хотела никакого огромного памятника. Не нужен 10-метровый Этуш ни в каком месте. Мы планируем именно скромную городскую скульптуру, которая будет радовать глаз. На что приятнее смотреть человеку, который будет сидеть на лавочке: на установленные рядом урны или все-таки на памятник?
Я прочитала комментарии в соцсетях — люди возмущаются, что в районе появится «очередной бронзовый мужик в пиджаке». Бронзовый — да, мужик — тут уже никуда не денешься. Но ни в коем случае не в пиджаке. Тематика памятника — посвящение актеру-фронтовику. Владимир Абрамович был не только Народным артистом СССР и выдающимся педагогом. Он еще и ветеран Великой Отечественной войны, ушедший добровольцем на фронт и награжденный боевыми орденами и медалями, в том числе Орденом Красной звезды и медалью «За оборону Москвы». И этот образ нам нужно передать — над этим работает скульптор.
К слову, это тот же скульптор, который выполнил мемориальную доску на нашем доме, - Филипп Трушин. Он очень удачно передал образ. Увековеченным на барельефе жестом — приложенная к груди рука - Владимир Абрамович на поклоне благодарил публику за аплодисменты.
Так что мы будем стараться, чтобы все выглядело хорошо, чтобы скульптура нравилась людям, вызывала теплые чувства. У меня нет цели воткнуть в городе любой памятник мужу, хочется, чтобы на него было приятно смотреть.
- Как вы видите взаимодействие горожан с новой достопримечательностью?
- Мне бы хотелось, чтобы появилась какая-нибудь добрая традиция, связанная со скульптурой, может быть даже ритуал, приносящий удачу. Знаете, как на станции метро «Площадь революции», — фигуры пограничника с собакой. Я сама лично, когда училась в институте, все время терла нос собаки, чтобы получить «пятерку».
- У вас уже есть идеи, как будет выглядеть памятник?
- Изначально я хотела, чтобы Владимир Абрамович предстал в образе товарища Саахова с гвоздичкой. Но позже по ряду причин я от этого отказалась. Нельзя артиста такого масштаба ограничивать одной ролью, пусть и самой известной. Это неправильно.
Мы будем делать два рабочих макета. Но к серьезной разработке приступим только после того, как нам дадут место - сейчас это в стадии согласования. Если место не согласуют и не предложат ничего взамен, тогда и говорить нечего. На существующий эскиз опираться нет смысла — это абстрактная фигура, которая была сделана скульптором для обозначения памятника в буклете при подаче документов на согласование.
- Вы столкнулись с нападками негативно настроенной группы людей, которая категорически против установки памятника Этушу. Многие их претензии вообще не имеют отношения к действительности. Тем не менее, они, как жители района, тоже могут высказать свое мнение и тем самым повлиять на решение Комиссии по монументальному искусству Мосгордумы.
- Надо понимать, что противники памятника — это только группа людей, а не все жители. У нас считается, что чем громче ты кричишь, тем больше ты прав. Мы стараемся не кричать, делаем все по закону. Кстати, в соцсетях мне приходят сообщения от людей, которые даже просят установить памятник около их домов: «Мы будем так рады такому соседству!».
Нас обвиняют, что мы якобы собираемся забетонировать двор близлежащего дома под основание памятника. Но место для скульптуры - это вообще не дворовая территория, это улица. Дом к этому «пятачку» стоит торцом. Памятник даже не будет виден из окон. У дома есть чугунный забор, потом идет газон, и только за газоном будет стоять памятник.
Посыпались упрёки, что для установки памятника мы берем деньги из городского бюджета. Это вообще не так — мы не просим ни копейки бюджетных денег (по данным редакции, по смете памятник стоит 6 миллионов рублей – прим. Авт.). Финансировать проект обязуется Московская Марьинорощинская Еврейская община — это указано во всех документах. Памятник будет преподнесен в дар городу — бюджет не пострадает.
Кто-то требует, чтобы памятник был установлен не раньше чем через 10 лет после смерти... Да только такого норматива по памятникам нет вообще. Но и важно понимать, что я не просто решила ни с того ни с сего увековечить память мужа в бронзе. У нас впереди очень важная дата - 100-летие со дня рождения Владимира Абрамовича. Именно от этого мы отталкиваемся.