Дмитрий Рудаков оказался самым молодым режиссером из всех тех, кто участвовал в Таллиннском кинофестивале. Он окончил мастерскую Алексея Учителя во ВГИКе, но если этого не знать, то можно предположить, что учился у Алексея Германа-старшего – угадывается его стиль. Как-то Дмитрий прочитал интервью человека, посетившего Шаламова в доме престарелых. Потом попались на глаза старые черно-белые фотографии, запечатлевшие писателя. Так родился замысел, поэтика будущего фильма. Начал писать сценарий, вооружившись семитомником Шаламова, о котором на тот момент почти ничего не знал.
События в «Сентенции» происходят в 1980 году в доме престарелых, где находится автор «Колымских рассказов». Отсидевший 20-летний срок Шаламов – немощный старик, перенесший инфаркт и продолжающий писать. Его речь нечленораздельна, приходится записывать за ним, высекая как искру каждое слово. Герой Федора Лаврова, прототипом которого стал литературовед Александр Морозов, пытается читать по губам. Онпытается найти рукописи рассказов о Колыме, хранящиеся у кого-то из знакомых Шаламова. Как в пьесе «Последняя лента Креппа» Беккета на экране прокручивается старая магнитофонная пленка.
Дмитрий Рудаков точно подметил, что тело Шаламова стало его тюрьмой. Да и дом престарелых – те же застенки. Правда, лучшие из тех, что он прошел. Молодого режиссера интересовало, как сильный дух прорывается сквозь дряхлеющую плоть.
Главную роль сыграл актер питерского Театра на Литейном Александр Рязанцев, работавший 40 лет назад в Таллиннском русском драматическом театре. Жаль, что из-за пандемии он не смог приехать на фестиваль. В Эстонию прорвался лишь Дмитрий Рудаков после восьмичасового ожидания на границе, пока уточнялась причины его выезда за рубеж. Изначально он хотел пригласить на роль Шаламова не актера, а человека, отсидевшего большой срок в тюрьме . Но потом отказался от этой затеи, способной оскорбить память писателя, отмотавшего годы по политической, не уголовной статье.
В основном конкурсе участвовал «Паркет» Александра Миндадзе, где троих главных героев сыграли: польские актеры Анджей Хыра (снимался у Анджея Вайды, Ежи Сколимовского, Кшиштофа Занусси, Шарунаса Бартаса, а недавно в «Докторе Лиза» Оксаны Карас в роли Глеба Глинки) и Агата Кулеша («Ида» и «Холодная война» Павла Павликовского), а также израильская актриса Евгения Додина (работала в московском Театре им. Вл.Маяковского, -ведущая актриса театра «Гешер»). Снимался в картине и эстонский актер Таави Ээльмаа, известный по «Осеннему балу» Вейко Ыунпуу.
На «Паркете» работал румынский оператор Олег Муту – уроженец Кишинева, снявший знаменитые румынские картины «Смерть господина Лазареску», «4 месяца, 3 недели, 2 дня» («Золотая пальмовая ветвь» Каннов). Это его третья с Александром Миндадзе совместная работа после «В субботу» и «Милый Ханс, дорогой Петр».
Агата Кулеша, представляла в Таллине также дебютную ленту «25 лет невиновности» своего соотечественника Яна Холубека. На момент съемок «Паркета» она имела танцевальную подготовку, стала победительницей польских «Танцев со звездами». Ради «Паркета» актриса выучила русский язык, так что ее не пришлось переозвучивать. Евгения Додина и Анджей Хыра занимались с приглашенным балетмейстером, чтобы выдержать танцевальный марафон.
Миндадзе интересуют пограничные состояния, хотя в «Паркете» нет аварий и крушений, как в других его картинах, а если они и происходят, то в душе героев. Встретившись спустя годы, чтобы ощутить последний внутренний пожар, герои выходит на танцпол, но былые обиды не дают почувствовать счастья. «Хороший мой, ты же не умеешь быть счастливым», - услышит упрек герой Анджея. Женщины иронизируют, называя его выход последним танцем какаду. Героиня Кулеши в какой-то момент завоет как волк, так что возникнет разговор: «Ты кого к нам привела? Волка?» Всякий раз на фестивале в Таллине появляются фильмы, где есть упоминание о нем. Год назад Юлия Высоцкая представляла «Мысленного волка», где сыграла волчицу. Символом фестиваля – волк, и его появление предваряет каждый показ: ночь, лес, бегущий через него зверь.
Съемки «Паркета» проходили в полупустом румынском отеле у моря. Но мы вместе с героями не покидаем его стен. Казалось бы, зачем надо было куда-то ехать. Но вспомним знаменитые брюссельские кружева французского классика Робера Брессона. Их никто не видит, но они непременно должны лежать в шкафу для верного самоощущения тех, кто находится на съемочной площадке.
В основном конкурсе участвовала картина «Прикованный к постели» выпускника ВГИКа из Монголии. Сахьяагийн Бямба один из своих фильмов снял на Байкале на острове Ольхон. Теперь он сделал камерную картину, как и многие другие его коллеги. Кто-то снимал, а кто-то заканчивал производство в условиях карантина, и это чувствуется. Отсюда минимализм, замкнутое пространство. «Прикованный к постели» - экранизация романа монгольского прозаика Гунаажавына Аюурзана. Молодой писатель, проснувшись утром, понял, что не хочет вставать, зато у него появилась возможность подумать о главном. Картина черно-белая, графичная, сделана с отменным чувством стиля. Кажется, никогда прежде на фестивале не было так много черно-белого кино.
Еще два выпускника ВГИКа участвовали в фестивале. Латвийский режиссер Лайла Пакалниня представила в основном конкурсе опять же черно-белую ленту «В отражении». Ее герои словно бесконечно делают селфи. Они подходят к камере, как к зеркалу, выстраиваются во фронтальной мизансцене и смотрят на нас.
В программе фильмов из стран Балтии участвовала картина «В сумерках» литовского режиссера и выпускника ВГИКа Шарунаса Бартаса, отобранная на несостоявшийся из-за пандемии Каннский кинофестиваль. Как всегда у Бартаса это рефлексии времени. Действие происходит в послевоенной Литве. 19-летний герой Унте-сирота. Его отец, как сказано в фильме, погиб от русского выстрела, красавица-мать просто исчезла. Парень вступает в партизанский отряд, так называемых лесных братьев, ведущих борьбу с коммунистическим режимом. Давние исторические события и по сей день толкуются по-разному. В прибалтийских странах «лесных братьев» считаются борцами против советской оккупации. Советскую Россию герои Бартаса называют исключительно Советами. Русские солдаты поджигают хутор, бесчинствуют, подвергают пыткам пожилого Юргеса, вырастившего Унте. Бартас – большой мастер, и его картина великолепно снята, это настоящее кино большого стиля. Среди тех, кто снимался - Арвидас Дапшис из Малого театра Вильнюса, которым руководит Римас Туминас, Сальвиус Трепулис, работавший с Някрошюсом, другие хорошие артисты, которыми сильна Литва .
Победила в балтийском конкурсе картина «Последние» (Эстония-Финляндия-Нидерланды) Вейко Ыунпуу – одного из самых необыкновенных эстонских режиссеров. В суровой Лапландии живут суровые люди. Это территория мужчин, где есть прекрасная девушка, в которую все чуть-чуть влюблены. Картина сделана с безупречным чувством стиля, редкой гармонии актерским ансамблем. Одну из ролей сыграл колоритный финский актер Томми Карпела, знакомый по картине Аки Каурисмяки «Огни городской окраины». Суровая красота пейзажа только подчеркивает хрупкость человека, его уязвимость при соприкосновении с природой и своими собратьями. Музыка точно отражает все нюансы человеческих состояний, такое бывает только у Каурисмяки. Жюри назвало «Последних» современным северным вестерном.