На церемонии закрытия СЖ Москвы вручил две награды, доставшиеся «Общественному телевидению». Приз телепрограмме «Прав? Да! Журналист и государство» получила ее автор Варвара Макаревич за разбор и поиск решений проблем современной журналистики. Диплом достался Оксане Галькевич и Ашоту Караханяну — авторам телерепортажа «Иркутский телемарафон» о пострадавших от паводка. В своем приветствии Павел Гусев сказал о том, что журналист не должен работать под административным, финансовым или иным прессингом. «Посмотрите: на журналистов давят всеми возможными способами, от попыток подкупа до прямых угроз. Доходит до избиения непокорных… Мы в Союзе журналистов Москвы собираем факты давления на СМИ и в центре, и в регионах и не просто мониторим, а принимаем меры, чтобы таких безобразий не было. Иногда дело ограничивается одним звонком, иногда просим подключиться правоохранителей. Увы, за последние годы никого не привлекли к ответственности за давление на прессу», — заявил глава СЖ и главный редактор «МК».
Раздачу наград прерывали выступления члена Союза журналистов Глеба Бородина, который не только фотокорреспондент, но и солист ансамбля «Мужская работа». В рядах Союзов журналистов Москвы и России каких только удивительных людей не встретишь. По словам председателя СЖ России Владимира Соловьева, членские билеты имеют космонавт Юрчихин, бравший свое удостоверение на космическую станцию, два митрополита, пишущих в религиозных газетах. «В прошлом году я выступал на одном форуме, и ко мне подошли его участник и достали из под ряс членские билеты СЖ. В рядах нашего союза состоят два митрополита и глава Республики Тыва. Мы с ним как-то встретились, и он сказал: «Я пишу в газету каждый день». И я предложил ему вступить в СЖ, что он и сделал», — рассказал «МК» Владимир Соловьев. По его словам, в регионах работают в так называемых районках и многотиражках в основном женщины, и на 3 тыс. жителей района выходят газеты тиражом в 500 экземпляров, а в редакции всего 2 человека. В таких условиях приходится бороться с местными властями, разрушенными дорогами и еще много с чем.
На телефестивале «Профессия — журналист» показали фильмы о том, чем живут и как работают наши коллеги. Самые известные из них — музыкальный критик Артемий Троицкий и телеведущий Леонид Якубович. За картину «Неизвестный Якубович» ее режиссер Алексей Киселев получил приз зрительских симпатий. Ее главный герой представлен даже не как телеведущий, а как подполковник запаса, профессиональный летчик, побывавший в горячих точках, из-за чего многие считают, что он ездит по блокпостам за адреналином. О Якубовиче говорят в основном генералы, полковники, представители ФСБ, один из которых сделал сравнение: увидеть живого Леонида Якубовича — все равно что сходить на «Лебединое озеро». Телеведущий пишет пьесы и песни, и одна из них стала чуть ли не гимном ФСБ. Он восстановил церковь, кому-то подарил корову, направил детям вертолет эскимо. Якубович поступал в три театральных вуза, но вняв просьбе отца, пошел в инженеры, и для него первым делом, как поется в песне, — самолеты, за штурвал которых он садится при любом удобном случае. «Я живу на старте. Я все жду разрешения на вылет» — вот его слова.
13-минутный фильм «Дата-журналист» сделан опытным Владимиром Панжевым, но такое ощущение, что поработали юные дарования, которые с экрана объясняют, что это за профессия — дата-журналистика, где этому учат. Специалисты новой формации создают тексты на основе открытых баз данных, а результаты их деятельности должны быть представлены красиво и доходчиво в виде таблиц. Юные герои фильма пытаются найти ответ на вопрос, как сдать ЕГЭ на 100 баллов, и получают совет: изучить вопросы, которые чаще других попадались в течение нескольких лет, и уже по ним готовиться к экзамену. Вот вам и дата-журналистика. Если послушать ее представителей, то она классная: в редакцию ходить необязательно («Моя редакция всегда со мной»), и мир у твоих ног.
Автором телепрограммы «Диплом для медийщика — must have или обойдемся?» стала 18-летняя Екатерина Чемохова. Она задается вопросом: «А хочу ли я вообще получать высшее образование?» Еще в 4-м классе Катя сняла свой первый сюжет и теперь уверенно чувствует себя в профессии, имеет премии за достижения в молодежной журналистике, занимается развитием собственного канала в YouTube. Образование, как считают большинство ее героев, не так уж и обязательно. В хирурги просто так не проскочишь, а вот приблизит ли журфак к успеху, которого герои так хотят достичь в медиасфере, — вопрос. Мама Кати получила профессию журналиста в университете, и Катя, как рассудительный человек, тоже пойдет в вуз, несмотря на скепсис. А дальше вопросы к телеколлегам, которые вольно или невольно насаждают представления о том, что значит быть успешным в наши дни.