Когда он выходил на сцену, то так долго молчал и так тяжело и громко дышал, что напоминал раненого зверя. Какой будет завтра его судьба – идеального артиста Театра Виктюка, воплотившего все его самые безумные замыслы.
Все четыре часа, что продолжалась церемония, не ставшая скорбной, скорее духоподъемной, на экране менялись фотографии Виктюка, на которых он был в своих безумных костюмах-клумбах – ярких, с изображением райских птиц и цветов, с одним голубым рукавом. При его жизни многие иронизировали по поводу этих пиджаков, даже смеялись, а кто-то пытался ему подражать. В его гардеробе Виктюка были кожаный пиджак, украинская вышиванка, красная водолазка. Директор театра Валерий Райков в финале прощальной церемонии заверил, что в театре будет создан музей Романа Виктюка, но сам театр в музей не превратится. Он будет жить. Еще бы собрать голосовые сообщения Романа Григорьевича, записанные им на автоответчик, которые он периодически менял, и которые многие помнят наизусть. Когда кто-то во время церемонии прощания начинал их вспоминать и спотыкался, находились те, кто подхватывал и подсказывал. В фойе установили стол и стул, на который был наброшен экзотический пиджак Виктюка. Такое ощущение, что он вышел куда-то, сказал, что на минуту, а сам рванул в другой город репетировать. Кажется, что вот–вот вернется, но теперь уж он навсегда отправится во Львов.
В этот день звучали украинские песни, которые Виктюк так любил, звучала украинская речь. Один из его учеников вышел на сцену с гитарой и спел несколько любимых песен мастера. А бывшая солистка Большого театра и уроженка Львова Галина Чернова тоже пропела по-украински и сказала: «Украина плачет, особенно Львов, Ромчика нема». Она и букет роз перевязала разноцветными ленточками, какие украшают традиционные украинские венки.
Мы поговорили с Дмитрием Бозиным, когда церемония прощания только-только начиналась.
- Романа Григорьевича похоронят во Львове. Как будет проходить его последнее путешествие на родину?
- Его похоронят в родном городе на очень красивом Лычаковском кладбище. Роман Григорьевич заранее купил там фамильный склеп и перевез туда своих родителей. Теперь он будет там лежать рядом с мамой и папой. Есть такая старинная гуцульская традиция – заранее покупать себе гроб. Если ты умираешь в горах, то придется туда нести гроб, а это долго и далеко. Поэтому лучше позаботиться обо всем заранее. Роман Григорьевич так и сделал. Он – человек мудрый.
- Кто его будет сопровождать?
- В Москву приехала его племянница Наталья. Только она и смогла пересечь границу между Украиной и Россией. Все остальные ждут его во Львове. Наталья уже начала заниматься оформлением документов и справок, которые позволят ей сопровождать Романа Григорьевича, провезти его через границы во Львов. А остальные родственники встретят его уже там. В Львовском оперном театре состоится прощание, прозвучит «Травиата» Верди, которую он слушал еще в животе своей мамы. Это его самая великая легенда. Роман Григорьевич всем обещал, что пока «Травиату» не поставит, не умрет. (Виктюк говорил, что «Травиата» будет его последним спектаклем, которым он и завершит свой путь. И поскольку в земной жизни он его так и не поставил, а может, просто не хотел ставить финальную точку. Таким образом, он оставил за собой путь в бесконечность – С.Х.).
Однажды мы приехали во Львов, где в оперном театре должны были сыграть комедийный спектакль. Пришли туда и увидели на сцене пирамиду художника Владимира Боера, который тогда постоянно их строил. Но она была с крестом и создавалась для «Мастера и Маргариты». Вытащить крест было невозможно. Я с ужасом ждал, когда же приедет Роман Григорьевич и устроит разнос. Но он посмотрел и сказал: «Сына, а ты знаешь, так даже лучше».
- Перед церемонией прощания в театре прошло отпевание?
- Да, была служба прямо в театре, на которой присутствовали только самые близкие люди.
- В день прощания с мастером сыграют его легендарный спектакль «Федра»?
- И я его тоже буду играть. «Федру» Роман Григорьевич когда-то поставил с Аллой Демидовой, Дмитрием Певцовым и Алексеем Серебряковым. Стихи Цветаевой очень сложные, но Роман Григорьевич умел разговаривать душами, не стихами. В финале «Федры» прозвучит голос великой оперной певицы Елены Образцовой, с которой он был очень дружен. В своей песне она словно прощается, и Роман Григорьевич очень любил ее слушать. Мы выйдем на сцену сквозь слезы. Каждый спектакль, начиная с того дня, когда он ушел от нас, мы будем так играть. Уже три спектакля сыграли без него и сквозь слезы.
- Что же будет с вами дальше?
- Роман Григорьевич задал огромную высоту, которую еще предстоит взять. Может быть, теперь надо встретиться с теми, кто еще жив и был с ним рядом в разное время. Мы не со всеми успели поговорить (со сцены прозвучат голоса актеров, с которыми Роман Виктюк работал, но среди них, к примеру, не было Аллы Демидовой – С.Х.). Надо собрать то, из чего родилось его огромное учение. Дело в том, что Роман Григорьевич дал миру мощную театральную систему с очень сильными и абсолютно новыми внутренними позициями. Продолжать актерскую жизнь в этой системе – огромное счастье. Я знаю, что он дал нам умение по-другому читать книги и по-другому их пересказывать людям, вскрывать новые глубинные смыслы и зоны. Это самое важное. Где бы мы ни были, он навеки останется с нами. Ведь что такое гений? Это человек, способный вместить в свою жизнь другие жизни и преобразить их своей. Самая большая для меня потеря – остаться без его репетиций. Это было самое ценное время, способное перевернуть сознание.
- Вы для него были божественным созданием.
- Я только актер, которому посчастливилось с ним творить и сходить с ума.
Читайте также: