— Идея эта возникла случайно. Бульвар этот — продолжение Приморского бульвара, после Тёщиного моста он назывался Комсомольским бульваром. В 95-м году я переименовал 170 улиц, а 130 из них вернул их исторические названия. И Комсомольский стал бульваром Искусств.
А в 2009-м Жванецкому исполнялось 75 лет. И хотя день рождения у него 6 марта, в Одессу с концертом он приехал только 5 апреля. За два часа до концерта я решил собрать всех депутатов Горсовета (их было 63) на специальную сессию, на которой предполагал обсудить, какой наградой удостоить нашего знаменитого одессита. Он — известный писатель, исполнитель, руководил театром, какую, казалось бы, еще можно придумать для него награду? К тому же у него уже было звание «Почетный гражданин Одессы». Но проблема в том, что оно не имело законной силы.
— Почему? Вы хотите сказать, что Михал Михалыч был незаконным почетным гражданином?
— Дело в том, что в 91-м году власти отменили положение о звании «Почетный гражданин Одессы», а новое не приняли. Предыдущий мэр в 94-м году даже полетел в Москву и вручил Жванецкому бумагу, что он — почетный одессит, но поскольку положением это не было подкреплено, то бумага не имела законной силы и ничего не значила — фикция, да и только. И когда это выяснилось, я собрал депутатов, и они приняли новое положение. Так Михаил Жванецкий стал почетным гражданином Одессы на законных основаниях.
— Почетный гражданин — просто красиво звучит или к званию полагаются материальные бонусы?
— Да, полагались квартира и машина. Квартиру Жванецкий получил. А машину он имел право получить только украинскую — «Запорожец». Потом Михал Михалыч построил дом, достаточно большой и недалеко от моря. Я там бывал, и не раз, он приглашал меня на раки. А вы знаете, что он лучше всех варил раки? Сам, никого к готовке не подпускал. Вообще эта процедура в Одессе считается особенной, и у нас мало таких специалистов. Жванецкий считал, что в деле приготовления раков он профи. И мы с ним не спорили.
— Еще при жизни его именем назвали бульвар, хотя, насколько мне известно, бульвар этот — небольшой. Как писатель принял такой широкий жест властей? Какова была его реакция?
— В 2009 году он приехал в Одессу. Концерт его проходил в оперном театре. По сути, за час до концерта мы приняли решение о переименовании Комсомольского бульвара и даже успели изготовить табличку. После того как Михал Михалыч закончил выступление, я поднялся на сцену и объявил, что отныне Комсомольский бульвар Одессы будет называться бульваром Жванецкого, и вручил ему табличку. Михал Михалыч тогда сказал: «Это самая важная для меня награда. Звезду Героя в гроб положат, а бульвар — это навсегда!» А после концерта он уже на улице выставил ящик водки и всех прохожих угощал.
— Водка за чей счет была?
— Водка за его счет, конечно.
— Иосиф Райхельгауз, тоже одессит, мне рассказывал, что у Жванецкого к вам была просьба — чтобы в связи с изменением названия бульвара у жителей этого микрорайона не возникло проблем в переоформлении прописки.
— А проблем и не возникло, так как на самом бульваре не было домов — только слева стояло три дома на перпендикулярных улицах, и это нам облегчило задачу.
Мы общались со Жванецким долгие годы, были в добрых отношениях. В 90-е, когда я был председателем Октябрьского райсовета (это центральный район, куда входили Дерибасовская, Приморский бульвар и другие улицы города), он часто к нам заглядывал. Заходил пообщаться, у него были друзья, кто-то из них бизнесом занимался, и он всегда за всех просил. Последние годы не встречались. Но поздравляли друг друга с днем рождения, разговаривали по телефону.
Читайте также: "Неизвестный Жванецкий: племянник Аркадия Райкина рассказал о молодости сатирика"