- Группа ART Corporation из Минска - независимый театр, - говорит «МК» пресс-секретарь фестиваля Мария Никитина. - Ребята готовились к поездке: сдали тесты на COVID, у всех на руках были отрицательные результаты. Они выехали из Минска в ночь на автобусе гастрольной группой из семи человек, декораций никаких не везли с собой - только отдельную бутафорию. Дальше следы теряются: вроде как, театральный коллектив из Белоруссии выпустили, а на российской границе, несмотря на все договоренности и обещания, не пропустили.
Как нам удалось выяснить, белорусы подъехали к пропускному пункту Красные горки, появившийся совсем недавно. Там, где раньше был свободный проезд, теперь усилен контроль из-за COVID и в связи с политическим выступлениями в республике. У артистов было с собой предписание на въезд, подготовленное фестивалем, тем не менее, его не оказалось у проверяющей стороны. И на этом основании театр завернули.
Вот так, под раздачу политических ли или каких других обстоятельств попал маленький театр (что говорить о больших?), который вез в Москву уникальный спектакль «Примитивы». Он посвящён белорусской художнице Алёне Киш. Ее на свете нет уже как 71 год, а ее жизнь продолжает будоражить новые поколения, заставляет обращаться к ее самобытному творчеству. Родившаяся в позапрошлом веке, Алена Киш стала настоящим мастерицей ковров ручной работы. Ковры ее со сказочно-экзотическими сюжетами и говорящими названиями - «Письмо к любимому», «Дева на водах», «Рай», «В райским саду» и др., по мнению специалистов, отличаются композиционным мастерством, своеобразным видением и уникальной образностью.
Тем не менее, большую часть жизни художница-самоучка ездила из деревни в деревню, часто создавая свои ковровые шедевры просто за кусок хлеба. В последние годы без своего дома и семьи она жила у своей младшей сестры. А закончила жизнь трагически - покончила с собой. Ее судьбу авторы и постановщики (драматург - Алексей Андреев, режиссёр - Александр Марченко, художник-постановщик - Анна Балаш) рассматривают как повод не только вспомнить жизнь и творчество легендарной белоруски, но и обратиться к проблемам современного социума. «Примитивы» играют на белорусском и русском языках, точнее должны были играть. Но, теперь, если и случится его показать, то только в режиме он-лайн.
Ну а brustfest продолжает работу и корректировку программы, что называется, на местности и по обстоятельствам. Показали шесть спектаклей - один в копродукции с фестивалем «Территория», и три привозных - из Краснодара и Пскова. В программе значатся несколько читок документальных пьес, презентация книги "Человек размером с дом" (назначена на день рождения Дмитрия Брусникина), а также премьера Квятковского-Великородной «ЧПР», подготовленной с младшими брусникинцами. Ещё одну премьеру, музыкальную - «Де-бар-ка-де-рр» - фестиваль готовит совместно с Центром Андрея Вознесенского.