- Сейчас мы решаем ситуацию с помощью барьеров, отделяющих духовые инструменты и струнные, - рассказывает директор Ансамбля старинной музыки имени Андрея Волконского Алексей Шеин. - Оркестр разделен на несколько зон: кто-то в масках, кто-то нет. Если же рассадить музыкантов друг от друга еще дальше, то непонятно как репетировать. Проблемы могут начаться даже со знакомыми произведениями. Но однозначно, что в масках не смогут быть все. «Духовые» физически не смогут. Не снимать же маску каждые несколько секунд.
На выступлении в оркестре 60-70 человек, меньше не получится. Либо просто сдаться и не играть? У нас уже отменилось несколько концертов, хотя официально запрета нет.
Шеин отмечает, что музыкантам приходится чаще репетировать дома, отдельно друг от друга. Пробовали даже делать репетиции онлайн, но это трудно. Нужен человек, чтобы сводил все, да и многих оттенков звука не уловить на обычную вебкамеру.
- Как актер может быть в маске? – сетует один из основателей комического театра «Квартет И» Александр Демидов. - И так у нас сократились все гастроли, корпоративы, рассадка зрителей изменилась, чувствуется постоянный страх штрафов от проверяющих органов. Теперь ко всему этому добавилось еще и это Постановление.
Сейчас мы играем без масок, и будем стараться, чтобы это не изменилось. Плохо себе представляю, как мимику, которая скрыта под маской, передать зрителю. Понижается зрительская реакция, этим убивается еще один вид работы. Даже не искусства - уже не об этом речь, а вид самого заработка. Ощущение, что государство просто снимает с себя ответственность, заставляя поголовно всех носить эти маски. Странный закон, призывающий не к сознательности граждан, а к раздражению. У меня большой вопрос, смогу ли я и мой театр работать в принципе.
Тем не менее, есть у Демидова и свое решение проблемы - это поставить в первую очередь на вакцинацию вместе с медиками и учителями актеров. Чтобы они могли не носить маски, но при этом не представлять угрозы не только для себя, но и для окружающих. Это могло бы особенно помочь съемочному процессу. Ведь если в театре есть еще какая-то надежда донести до зрителя постановку с прикрытым лицом, то процесс создания кино и вовсе встал.
- Время действительно очень опасное, - говорит режиссер Валерий Переверзев. - Это все равно что, как если бы напал враг - летают пули, рвутся бомбы. Продолжать съемки или нет? Здесь вопрос тот же. Придется подождать.
Сейчас, несомненно, идут съемки кино, но это уже из области документалистики. Ее нужно снимать, все факты, что происходят сейчас. Героев на передовой «красной линии», волонтеров. Пустые улицы, факты несправедливости.
Что касается игрового кино, тут другая история. Его нужно и можно отложить. В целом кино состоит из нескольких этапов, стадий готовности. Это подготовительный период, съемочный процесс, монтажный, потом уже постпродакшен.
Сейчас, за неимением выбора, я полностью ушел в подготовительный период. Один из моих проектов уже был готов к тому, чтобы начать съемки, но мы просто не сможем этого сделать. Либо за счет всех этих дополнительных мер безопасности он может сильно увеличиться в цене. Поэтому мы растянули саму подготовку. Делаем ее более качественно. Впервые выдалось время для спокойного обдумывания каста, индивидуальных репетиций, выбора самых наилучших локаций. Обычно все это делается впопыхах. Тем самым мы уменьшаем подготовку, но увеличиваем сам съемочный процесс из-за того, что многое меняется или оттачивается прямо на площадке. Мы просто переформировали работу.
Но более всего волнует работников индустрии срок ограничений. Пока не известно, как долго Роспортебнадзор будет обязывать носить маски и не закроются ли театры и концертные залы снова. Пока же за нарушения руководителям грозят серьезные штрафы или полная приостановка деятельности на три месяца.